Белорусская резня секатором, мотыгой и гвоздомётом. Рецензия на фильм «Спайс бойз» (ММКФ-2020)
Оценка: 7 из 10
Премьера фильма состоялась на 42-м ММКФ, в российский прокат картина выходит 22 октября 2020 года. Режиссер: Владимир Зинкевич. В ролях: Александр Головин, Маргарита Аброськина, Анна Андрусенко, Алексей Маслодудов, Владимир Сычев.
Василиса приезжает в маленький белорусский городок, в котором родилась, на свадьбу своей школьной подруги Инны. Ее жених с двумя друзьями за день до свадьбы решает устроить незапланированный мальчишник. Инне это не нравится, она едет к жениху выяснить отношения. Василиса решает поддержать подругу и сопровождает Инну. Молодоженов удается примирить, вечеринка набирает обороты, и в разгар веселья парни решают употребить спайс. В то же время местный барыга узнает, что его новая порция наркотика – чересчур мощная, и продавать такой товар нельзя. Однако слишком поздно – парни в порыве галлюциногенного бреда начинают кровавые разборки прямо посреди вечеринки.
Белорусская картина «Спайс бойз» отлично работает в качестве и черной комедии, и безжалостного напряженного триллера. Абсурдный юмор, полный контрастов, вклинивается в самые неожиданные ситуации, порой кровавые и трэшовые, создавая атмосферу фильмов братьев Коэнов начала-середины 2000-х годов. Безумие нарастает, в историю вклиниваются и местные бандиты, и милиция – в общем, ассоциации порой напрашиваются сами собой. Насилие также снято сочно, с воображением – оторваться от просмотра невозможно даже в самых неприятных сценах. В общем, у Владимира Зинкевича (режиссера и сценариста в одном лице) получился отличный, напряженный, зрелищный мясной триллер для фанатов мясных триллеров.
Жаль только, что все содержимое картины этим не исчерпывается. Могло бы получиться безукоризненное взрослое жанровое кино, каких мало на постсоветском пространстве, – но авторов зачем-то потянуло в морализаторство, а вместе с ним – в чернушность.
Дело в том, что фильм частично основан на реальном событии, случившемся в Гомеле в 2014 году, когда двое парней, покуривших спайс, чудовищно изувечили своего третьего (тоже обкуренного) друга. Как утверждалось в разных интервью, режиссер очень впечатлился этой историей и специально для съемок фильма подробно изучал случаи преступлений, совершенных под воздействием наркотиков, а также общался с оперативниками, участвовавшими в задержании. По словам Зинкевича, «моралистская подача истории о вреде наркотиков будет скучна и вызовет у молодежи только улыбку: посмеются и продолжат делать по-своему. А вот если как следует напугать, то человек хорошенько подумает, когда ему предложат что-нибудь покурить или понюхать. Возможно, он вспомнит мой фильм, эти лица, последствия». Такой режиссерский подход не сработал. Во-первых, морализаторство все равно чувствуется на протяжении просмотра, несмотря на все пугающие сцены. Во-вторых, давно доказано, что нравоучения и страшные агитационные материалы о вреде наркотиков не особенно эффективны, куда лучше с этой проблемой удавалось справиться путем создания большего количества доступных для молодежи альтернативных способов развлечений (например – путем строительства большего числа спортивных площадок).
Сразу же, кстати, встает и другой вопрос – насколько этично в принципе смеяться над присутствующими в фильме шутками, пусть даже отличными, если все они в той или иной мере вдохновлены реальными чудовищными историями.
«Спайс бойз» как триллер работает отлично, а вот как история с моралью, к сожалению, полностью проваливается. Провинциальный город с самого начала показан неприятно, почти все главные герои вызывают гадостное чувство, что ничего хорошего с ними просто не может случиться. Глупые ссоры, глупые обиды, потребительское отношение к девушкам, эгоизм, несдержанность – это характеристика многих персонажей. Фильм пытается показать людей, потерявших человеческий облик из-за употребления наркотиков – схожую историю морального разложения под влиянием веществ мы видели, например, в «Волке с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. Но при просмотре «Спайс бойз» складывается иное ощущение – будто бы у его героев с самого начала человеческого было не так уж много. Большинство из них даже не жалко.
В результате вся экспозиция, все сцены раскрытия персонажей, да и в целом первая треть фильма – это странный конструкт, который не выполняет своих задач и выглядит откровенно неуместно. Он создает впечатление, что перед зрителем то ли комедия в духе «Мальчишника в Вегасе», то ли просто мелодрама о предсвадебной суете. Разительный контраст с серединой и концовкой не выглядит здесь намеренным приемом. В результате кто-то из зрителей может уйти, так и не дождавшись красочной мясорубки, а кто-то – сильно офигеет, когда она вдруг начнется.
Павел Соломатин, InterMedia