Кот за двери — мыши в пляс. Рецензия на фильм «На дальних рубежах» (ММКФ-2020)
Оценка: 7 из 10
Драма «На дальних рубежах» была показана в конкурсной программе 42-го ММКФ 4 октября 2020 года. Режиссёр: Максим Дашкин. В ролях: Виктория Толстоганова, Сергей Шнырёв, Александр Кудин и другие.
Российская военная база в Киргизии, наши дни. Майор Николай Лесков (Сергей Шнырев) временно замещает уехавшего подполковника, командуя воинской частью. К повседневным хлопотам добавляются сборы: в скором времени семья Лесковых должна отбыть в Рязань — поближе к матери майора.
Домочадцы Николая не разделяют его стремления поскорее вернуться на малую родину. Сын Лескова Федор серьезно увлекается самбо и не уверен, что сможет продолжить занятия на новом месте. Жена Мария (Виктория Толстоганова) опасается, как она будет уживаться с родственниками супруга. В какой-то момент она увлекается капитаном Владимиром Крайновым, запуская тем самым цепь драматических событий.
В центре фильма — архетипическая история измены, ставящая фильм в один ряд с «Анной Карениной» Льва Толстого», «Грозой» Александра Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова (вот откуда, видимо, взялось имя главного героя). «На дальних рубежах» действительно отличается своей непоказной литературностью: героям не чужды хорошие манеры, а кто-то даже пописывает стихи.
Проблема супружеской неверности выдвинута в «На дальних рубежах» на передний план, и «солдатский» антураж оказывается здесь не так уж важен. Но он, скажем так, заметно ускоряет невеселую развязку. На пресс-конференции после премьеры фильма его создатели совершенно точно подметили, что если в Москве бы эти события заметили бы только члены любовного треугольника, то здесь невольными свидетелями семейного краха стали все жители военного городка.
Но акценты значительно поменяются, если установить причинно-следственную связь случившегося на военной базе с фактом отъезда его командующего. Исчезновение подполковника может быть прочитано в этом контексте как метафора распада СССР. Кот за двери — мыши в пляс: вот почему военные существуют в Киргизии будто бы по инерции, священник формально накладывает епитимью за совершенный грех, а поэзия воспринимается не как источник эстетического наслаждения, а средство для добывания важных улик.
Та же механистичность распространяется и на фильм: сценарий крепкий, снято профессионально, но катарсиса у зрителя почему-то не возникает…
Денис Ступников, InterMedia