Не падайте духом, Алеша Тряпицын! Рецензия на фильм «Человек неунывающий» (ММКФ-2020)
Оценка: 9 из 10
Документальный фильм Андрея Кончаловского «Человек неунывающий» был показан на ММКФ 5 октября 2020 года.
Извечный вопрос нашей классики «Кому на Руси жить хорошо?» вновь стоит на повестке дня. Со своей съемочной группой Андрей Кончаловский объездил всю Россию-матушку вдоль и поперек в поисках счастливых людей, обретших смысл жизни и добросовестно исполняющих свое предназначение. Им предстоит порассуждать о том, за что они любят свою Родину, чувствуют ли они себя свободными и счастливыми, что думают о Боге и боятся ли смерти.
Параллельно Андрей Кончаловский концентрирует наше внимание на нескольких судьбах. Молодой аспирант устраивается учителем в сельскую школу Старорусского района. Деятельный программист строит собственный поселок и мотивирует старшеклассников на высокие заработки. Примерный семьянин зарабатывает сбором металлолома и искренне надеется, что такая участь минует его собственных детей…
Как и многие другие большие художники, Андрей Кончаловский пришел в итоге к максимально доступной форме выражения. В его случае чаемая простота синонимична полному стиранию границы между игровым и документальным кино. К этому симбиозу режиссер шел последовательно на протяжении более чем полувека. В «Истории Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж» (1967) невыдуманная хроника российской глубинки перемежалась постановочными монологами. В «Белых ночах почтальона Алексея Тряпицына» (2014) был написан сценарий для получения господдержки, но в итоге лента получилась полностью достоверной картинкой с натуры.
В «Человеке неунывающем» задача оказалась посложнее: не выходя за рамки документального фильма, найти в не самых «хлебных» краях умиротворенных и гармоничных людей, живущих в ладу с собой и со своей страной. Андрей Кончаловский прекрасно отдает себе отчет, что даже в сугубо хроникальном кино может не быть ни слова правды. Тем не менее, упреков в нарочитой лакировке действительности он явно не боится, а людям не подверженным греху уныния, он отдавал предпочтение лишь потому, что таковых найти всегда сложнее, чем недовольных жизнью крикунов.
Трудно сказать, какими методами режиссер добивался предельной естественности от своих героев, но у него это получилось. Вот, например, овдовевший сельский батюшка закручивает банки с огурцами при помощи своих многочисленных чад. У него домашних хлопот полон рот, но он, обзвонив живущих в разных концах поселка прихожан, успевает еще и решить весьма специфическую проблему: сделать так, чтоб звук колокола во время благовеста был слышен всем. Или кубанская редактор поселкового телевидения, которая устраивает на работу своего сына, потому что «своим можно не платить». У всех у них горят глаза и не слышно раздражения в голосе, потому что они увлечены своим любимым делам, четко ставят профессиональные цели и планомерно их добиваются.
На нечеловеческих испытаниях, выпавших на долю некоторых спикеров, Андрей Кончаловский не зацикливается, тем не менее, чувство шока у зрителя порою возникает. Хозяйственный фермер любовно оглядывает свои 20 гектаров, четко намечает необъятный фронт работ и с шутками-прибаутками заботливо поднимает с земли ненужную гайку, потому что в хозяйстве ничего не должно пропадать. И лишь между строк мы узнаем, что у него — рак печени четвертой степени. Волю чувствам дает лишь жена фермера, да и то украдкой — пока он не слышит. А в конце сюжета мы узнаем, что ровно через год после записи этого интервью его не стало.
Встречаем мы в фильме и старого знакомого — философствующего почтальона Алексея Тряпицына, который искренне интересуется, осталась ли у нас в стране еще демократия и признается, что не боится смерти, поскольку каждый новый прожитый день — уже достижение. После таких откровений любые невзгоды кажутся сущими пустяками, а в адрес каждого мелькнувшего на экране соотечественника хочется воскликнуть словами Александра Башлачева: «Какие люди там живут, как хорошо мне с ними!».
Денис Ступников, InterMedia