Рецензия на фильм Вигго Мортенсена «Падение»: Утка в духовке
Оценка: 7 из 10
Драма «Падение» вышла в российский прокат 8 октября 2020 года. Режиссёр: Вигго Мортенсен. В ролях: Вигго Мортенсен, Лэнс Хенриксен, Сверрир Гуднарсон, Лора Линни и другие.
Человек-хамелеон, мультиинструменталист от мира кино, поэт, художник, фотограф, персона столь талантливая сразу в нескольких амплуа, что хоть записывай в примеры напротив слова «гений» в толковом словаре, красавец скандинавских кровей Вигго Мортенсен – явно не из тех, чей следующий шаг на творческом пути можно предугадать. Именно таким неожиданным и стал его режиссёрский дебют, драма Falling, которую стоило бы перевести на русский как «распад», «разрушение» или что-то в этом роде.
Кино, мягко говоря, непростое – его трудно смотреть из-за тяжеловесности поднятых тем и нелегко сформировать однозначное мнение о художественных заслугах картины. Не зря и фестивальный путь у фильма получился противоречивый: несмотря на множество негативных отзывов после мировой премьеры на «Санденсе», ленту затем подхватил Каннский кинофестиваль, и в последствие остальные крупные мировые смотры также с радостью пригласили дебют Мортенсена в свои программы.
Возможно, дело в тематике фильма. Многие, вероятно, столкнувшись с синопсисом, ожидали увидеть ЛГБТ-драму, однако в итоге получили совсем иное кино. Мортенсен оказался умнее, деликатнее и тоньше, он прекрасно понимает, что очередной квир-историей уже никого не удивить, а скатываться в плакатность – откровенная пошлость, способная подкупить лишь только либеральных американских критиков. Вигго осознаёт, что нужно уметь смещать акценты, уметь выцепить из общей проблемы частную драму. Его кино об отношениях отцов и детей, о принятии, прощении, смирении и, самое важное, о парадоксальности любви и важности эмпатии.
Пусть сценарий фильма имеет свои слабые места – слишком много пустых фраз, повторов, недокрученных диалогов – режиссёрское видение остаётся предельно сфокусированным. Вигго прекрасно склеивает настоящее и прошлое ассоциативным монтажом (водичка в стакане рифмуется с водопадом, семейный ужин с походом в забегаловку и так далее), бережно воссоздаёт атмосферу прошлого века (сцена с уткой неспроста композиционно обрамляет повествование). Его актёры всегда органичны в кадре – Хенриксен рвёт и мечет, Гуднасон фактурен до невозможности, а сам Мортенсен приберёг себе роль из тысячи нюансов, не перетягивающую внимание на себя, но от которой невозможно отвести глаз.
Образ отца в кинематографе всегда был проводником фрейдистских подтекстов, пространством для драматического изыскания любого кинематографиста, ищущего в первую очередь ответы для себя самого. Мортенсена, в частности, интересует процесс деконструкции – как личностной, так и социальной. Во-первых, всё начинается с тёплых сцен счастливого семейного брака, в котором из негативных моментов лишь нежелание мужа снимать грязную обувь в доме. Но со временем мужчина становится тираном, символизирующим патриархальность традиционного мира и одновременно подводящим к распаду одну конкретную семью. Разрушение личности продолжается деменцией отца, выводя название фильма в ещё одну плоскость.
Во-вторых, Вигго Мортенсен, большой харизматик и любимец женщин, своей ролью и прописанным в фильме конфликтом отца-мизантропа и его сына-гея показывает разлом мифа мужской маскулинности, возложенного в фундамент всего западного общества. Социальные институты разрушаются, мир меняется, людям необходимо адаптироваться – отрицание и ненависть становятся противоборствующими силами любви и сочувствия, именно с таким набором чувств мы проходим вместе с героями от начала фильма до его конца. «Падение» – кино, безусловно, талантливое и, что важнее, оставляющее после себя пищу для размышления. Зрелый и очень смелый дебют большого автора.
Вадим Богданов, InterMedia