обложка альбома

Рецензия: «Вопли Видоплясова» - «Закустика»

2020, Kraina Mriy

Оценка: 7,5 из 10.

«Французский» период творчества группы «Вопли Видоплясова» (1991-1996) овеян легендами. Например, такими: «Вопли Видоплясова» французской публике понравились. А на постконцертном банкете Олег Скрипка, который отличался стеснительностью в общении с дамами, встретился глазами с девушкой по имени Мари. Мари Рибо дружила с менеджером группы VRP и заглянула на концерт по его приглашению. Харизматичный баянист в вышиванке смутил девичье сердце, и они со Скрипкой решили больше не расставаться. Мари Рибо стала женой Олега Скрипки и директором «ВВ». Новый менеджмент немедленно обозначил европейский вектор развития группы. Скрипка был не прочь переехать в Париж: для него кроме переселения на жилплощадь супруги это означало и новые возбуждающие творческие вызовы. Басист-оруженосец Александр Пипа поддержал фронтмена, а Здоренко и Комиссаренко (как и прежний ударник Сахно) охоты к перемене мест не выказали.

Далее сказители обычно ведут речи о проникновении хлопцев в манящий мир французской театрально-музыкальной богемы и ассимиляции в нём. Однако нужно помнить, что в первой половине 90-х годов интернета ещё не было: это сейчас успехи «ВВ» в покорении французской публики транслировались бы в прямом эфире, а тогда видеодоказательств было так мало, что приходилось верить музыкантам на слово. Альбом «Закустика», считавшийся утерянным и выпущенный «в цифре» спустя 27 лет после записи, с некоторым опозданием показывает, чем же Олег Скрипка занимался в Париже и какой музыкой покорял европейскую публику.

Название «Закустика» - гибрид «акустики» и «закуски» - само по себе многое говорит о местах и атмосфере парижских выступлений украинских фолк-рокеров. Надо сказать, что «акустика под закуску» у «Воплей Видоплясова» звучит максимально шумно, а трек-лист альбома удивляет обилием, скажем так, «этно-стандартов».

- Пели в основном свои песни, но настоящий катарсис у французов начинался, когда мы заводили «Ти ж мене підманула» и «Несе Галя воду», - объясняет Олег Скрипка.

При прослушивании альбома можно наблюдать, как идеалы космополитизма и мультикультурализма на глазах растворяются в «песнях о далёкой родине». «Вопли» начинают с франкоязычной «Leo», но быстро переходят на украинский язык, а уже четвёртым треком следует «Підманула», погружающая зал в полный восторг и угар. После такого «ВВ», если и играли собственные песни, - то только максимально стилизованные под украинские народные плясовые. При этом наиболее бодро и выигрышно смотрятся не стилизации, а подлинники - «Розпрягайте, хлопці, коней», «Їхали козаки» и т.д.

Всё это очень весело, энергично и духоподъёмно - и в то же время прекрасно объясняет, почему спустя пару лет «Вопли Видоплясова» задумались о возвращении на Украину. Роль передвижного этнического аттракциона перестала устраивать Олега Скрипку, он понял, что особенного развития это амплуа не предполагает. И оказался прав: достаточно вспомнить, сколько мощных хитов «Вопли» записали в первые годы после возвращения из Франции.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости