постер к фильму

Рецензия на фильм Бена Уитли «Ребекка»: Печальное чувство пустоты

Оценка: 6 из 10

Фильм «Ребекка» вышел на Netflix 21 октября 2020 года. Режиссер: Бен Уитли. В ролях: Лили Джеймс, Арми Хаммер, Кристин Скотт Томас.

«Ребекка» – это экранизация одноименного романа Дафны Дюморье. Он входит в сотню лучших детективных произведений всех времен, кроме того, в 2000-м году он был признан лучшим романом столетия.

Безымянная сирота, работающая компаньонкой у немолодой состоятельной дамы, знакомится на курорте с овдовевшим аристократом Максимом де Уинтером. Он сильно переживает смерть жены Ребекки и избегает разговоров на эту тему. У молодых людей завязывается роман, вскоре они женятся, и Максим привозит новую жену в фамильное поместье Мэндерли. Но там жизнь в корне меняется – молодую супругу начинает абсолютно во всем подавлять невидимое присутствие покойной Ребекки. В то же время главную героиню начинает все сильнее преследовать вопрос того, как и почему погибла бывшая жена Максима.

Роман экранизировался не один раз, но самой культовой считается версия 1940-го года Альфреда Хичкока. Мастер саспенса снял на основе книги любовный триллер, но так, что многие до сих пор считают его «Ребекку» чуть ли не мелодрамой. Новое прочтение всеми силами пытается быть другим, максимально непохожим. Фильм Бена Уитли начинается сразу в ярких красках, его герои купаются в лучах солнца французского курорта. Все это моментально создает совсем другое настроение, нежели было в фильме Хичкока. Цветам и солнцу противопоставляется Мэндерли – в поместье царит тьма и бродит неосязаемый призрак. Благодаря яркому вступлению контраст между счастливыми днями без напоминаний о Ребекке и новой жизнью чувствуется очень остро.

Разительное (и удачное) отличие от фильма Хичкока и в образе главной героини. Джоан Фонтейн была типичной хичкоковской блондинкой – порой она чужеродно смотрелась со своей утонченностью и холодностью, особенно в те моменты, когда ей надо было бояться или просто вести себя неуверенно. В то же время Лили Джеймс в главной роли в новой экранизации смотрится очень уместно – ей получилось сыграть простую девчонку, которой страшно в большом доме, неуютно от огромного количества прислуги, и которая отчетливо чувствует на себе чудовищное давление со стороны.

Сила этого давления – пожалуй, самая нереализованная сторона фильма. С момента переноса действия в поместье Мэндерли складывается впечатление, будто бы Ребекка во всем была лучше главной героини – и будто бы этого мнения придерживаются все, от прислуги до высоких гостей. Ребекка и красавицей была, и умела держаться в светском обществе, и грамотно управляла поместьем, и на балах сверкала. Кажется, что за ней не угнаться. Все вокруг только и делают, что говорят о ее достоинствах. Домоправительница миссис Дэнверс прямо указывает главной героине, как она недостойна находиться в поместье на правах новой мисс де Уинтер.

В то же время героиня (она остается без имени, как в оригинальном романе) всюду находит следы присутствия Ребекки – гравировка первой буквы ее имени на одежде, волосы на расческе и т.д. Она всеми силами ненавидит Ребекку – но в то же время пытается быть на нее похожей. Она хочет избавиться от всех напоминаний о Ребекке – но пытается научиться вести себя как она, управлять поместьем как она, устраивать балы, а также выбирать такие же платья и нижнее белье. Она хочет поговорить с Максимом про Ребекку – но тот лишь отстраняется от нее при таких разговорах. Из этого могла бы получиться современная и весьма актуальная история о токсичных отношениях, в которых муж не делится своими чувствами, чем создает проблемы в отношениях (и это было бы довольно точной трактовкой, учитывая ряд эпизодов книги и фильма, например, момент с платьем на балу), а старшее поколение в лице домовладелицы давит своими явно устаревшими взглядами. Но ничего подобного в фильме просто нет – он скупо и сухо пересказывает события, происходящие в поместье. Даже кошмарные сны, которые видит главная героиня, не усиливают конфликт, а всего лишь весьма условно описывают ее душевное состояние, к тому же добавляя лишние намеки на мистичность происходящего.

Стоит также вспомнить, что Хичкок во времена царствия в Голливуде жесткой цензуры в виде кодекса Хейса умудрился снять фильм с явным лесбийским подтекстом. Домоправительница миссис Дэнверс в его трактовке не просто любила покойную Ребекку – она была ею откровенно одержима. Ее образ был намеренно наделен стереотипными чертами лесбиянки кино тех лет. Все это углубляло образ, порождая новые пласты смыслов и причины ее ненависти к главной героине. В результате у Хичкока получился не просто зрелищный и напряженный фильм, который сейчас можно пересматривать, как вполне современный, но и весьма глубокая история с интересными персонажами.

Бен Уитли обошел все попытки сказать своим фильмом больше, чем сказал роман. В нем нет какой-то глубины и тонкости. Лили Джеймс хороша, когда из девчонки с испуганными глазами превращается в девушку, способную постоять за себя и мужа. Арми Хаммер оказался очень убедителен в роли отмороженного красавчика. Фильм получился по-настоящему красивым, с отличными актерами, но, к сожалению, после его просмотра остается какое-то печальное чувство пустоты.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости