Рецензия на фильм «Вдова»: Не ходите, дети, в лес одни гулять
Оценка: 6 из 10
Фильм ужасов «Вдова» вышел в российский прокат 29 октября 2020 года. Режиссёр: Иван Минин. В ролях: Виктория Потемина, Анастасия Грибова и другие.
В лесах близ Питера ежегодно стали пропадать по несколько сотен людей. Версии с произволом маньяков, нашествием диких зверей и потерей ориентиров отпадали заранее. В слишком уж странном положении обнаруживались потом жертвы: полностью обнаженными, в неестественных позах и без видимых признаков физического воздействия. Местные жители все чаще начали склоняться к версии о разгуле нечистой силы.
Один из таких лесов 13 октября 2017 года облюбовала группа спасателей-любителей для отработки нештатных ситуаций. Тренировка прошла ни шатко, ни валко, но по следам былых заслуг волонтеров сотрудники МЧС обратились к добровольцам за помощью: в чаще бесследно исчез мальчонка по имени Никита. Спасатели с энтузиазмом отправились на задание, однако вместо ребенка они нашли совсем другую жертву, которая вдруг начала извергать страшные пророчества относительно их дальнейшей судьбы.
«Вдова» продолжает курс главного российского производителя ужасов Святослава Подгаевского на интерпретацию отечественных фольклорных и детских страшилок. Только на этот раз он дал карт-бланш дебютанту Ивану Минину, ограничившись функцией продюсера. Неопытность режиссера не лучшим образом сказалась на конечном результате.
Фильм сильно проигрывает предыдущим работам, выходившим под патронажем Подгаевского, в интриге. Портфолио главной злодейки нам выкладывают уже в первой половине картины. К тому же история о мстительной вдове явно взята Мининым от балды, не имея под собой ни фольклорных, ни исторических оснований. Не выдерживает никакой критики и попытка сделать из православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы аналог заморского Хэллоуина. Может, наш праздник и близок календарно к католическому Дню всех святых, но дело в том, что в христианском вероучении нечистая сила не имеет способности принимать обличье Богоматери. Именно поэтому этот день считался апофеозом духовной защиты и был столь любимым русским народом.
Гриф «основано на реальных событиях» тоже не должен никого вводить в заблуждение. С год назад в «Комсомольской правде» была опубликована статья о пропадавших в лесах под Санкт-Петербургом с 1990 по 2005 годы людях, которых потом находили обнаженными. Как это часто бывает в таких случаях, ни внятных примеров, ни правдоподобных версий причин этих инцидентов в материале обозначено не было. Скорее всего, люди просто-напросто травились паленой водкой или аптечными настойками.
А вот попытки связать хтонические верования с современностью вышли небезынтересными, но слишком уж хаотичными. Наиболее удачным в этом плане стоит признать образ охочей до жареных сенсаций журналистки, которая, даже идя по следу реальной сенсации, умудряется записывать напыщенные репортажи, максимально далёкие от действительности. Менее убедительными получились потуги создателей «Вдовы» стилизоваться под документальный фильм, которые откровенно скучны и не продуманны с идейной точки зрения. Досадно, что в период всплеска волонтёрского движения выходит фильм, способный в прямом смысле слова отпугнуть молодежь от проявления такой формы альтруизма.
В итоге единственную «мораль», которую можно вынести после просмотра фильма - не ходите, дети, в лес одни гулять. Но не слишком ли этого мало?
Денис Ступников,InterMedia