Рецензия на фильм «Откуда ты родом?»: Я отстаивал свою кровь, но моя кровь меня и подвела
Оценка: 7 из 10
Фильм «Откуда ты родом?», показанный на кинофестивале независимого кино «Амфест», выходит в российский прокат 5 ноября 2020 года. Режиссёр – Бассам Тарик. Сосценарист и исполнитель главной роли – Риз Ахмед.
Британец с пакистанскими корнями, потомок философов, актёр и музыкант Риз Ахмед за годы своих творческих поисков зарекомендовал себя человеком, талантливым практически во всех начинаниях. В кино он ловко сочетает роли в крупных блокбастерах («Изгой-Один» и «Веном») с участием в авторских картинах вроде «Братьев Систерс», «Стрингера» и классики джихадистской комедии «Четырёх львах» Кристофера Морриса. И насколько невзрачен он в крупных студийных фильмах (тем самым выражая своё неодобрение в адрес бездушной производственной машины Голливуда), настолько ярко сияет в маленьких идейных картинах. А если вы ещё и слушали альбомы Ахмеда, то про его успехи на этом поприще и вовсе не придётся распространяться – вы сами всё прекрасно знаете. Риз Ахмед – теневой автор, постоянно задающийся вопросами о своём происхождении, истории и наследии своего народа, что в песнях (послушайте новейший лонгплей «The Long Goodbye»), что в кино (посмотрите хитовый мини-сериал «Однажды ночью»). И теперь у него появился свой собственный фильм, в котором терзающие его мысли и вся творческая энергия нашли способ выплеснуться на экран.
«Откуда ты родом?», тем не менее, не его режиссёрский дебют, а ещё одного уроженца Пакистана – Бассама Тарика, вместе с которым Ахмед сочинил эту личную для себя историю. Она про нью-йоркского андеграундного рэпера пакистанских кровей Зеда (Риз Ахмед собственной персоной), который прославился за счёт своих политически и социально заряженных текстов, наложенных на взрывающий ночные клубы бит. Его тревожат проблемы национальной идентичности, образовавшиеся после кровопролитного отделения Пакистана от Индостана, вопросы иммиграции и важности не забывать, откуда ты родом, обрамляют каждый его куплет. Но когда он приезжает с концертом в Лондон ему самому задают этот волнующий вопрос – а что там с его корнями и вообще когда в последний раз тот виделся с семьёй? Сверившись с расписанием своего тура, Зед решает всё же наведаться к родным в Пакистан.
Для уже порядком ассимилировавшегося в западной культуре музыканта возвращение к патриархальным традициям и быту, неотделимому от религиозных ритуалов и убеждений, становится испытанием. В частности разгорается конфликт с родным братом, который живёт по Корану, носит длинную бороду и желает назвать сына архаичным именем из Писания. Но куда интереснее наблюдать за отношениями героя со своим отцом – человеком старой закалки. Эти отношения становятся фундаментом для эмпатической оболочки фильма, центральная драма которого развязывается сразу после того, как у Зеда начинают отказывать ноги и ему сообщают об аутоиммунной болезни, которая словно гром среди белого дня ставит крест на карьере и амбициях рэпера.
Как только «Откуда ты родом?» входит в категорию фильмов о смертельно или серьёзно больных людях, картина начинает сдавать позиции. Дело тут не в подаче или истории – нет, драматические эпизоды показаны здорово, Риз Ахмед в очередной раз блистает, а финальный запев «Тобу Тек Сингх» и вовсе способен пробить до мурашек – просто с этого момента кино теряет свою главную изюминку. Для Риза проект личный и отчасти автобиографичный: мы присутствуем на его реальных выступлениях, нам показывают старые домашние записи с маленьким Ахмедом, мечтающим стать крутым рэпером. Все тексты и треки – всё настоящее, всё можно послушать на его альбоме «The Long Goodbye», однако для цельного художественного фильма одних песен и политических высказываний недостаточно, тогда Тарик с Ахмедом и пришли к теме с заболеванием. Ход не то, чтобы дешёвый, но скорее обесценивающий ту искренность, что от фильма льётся рекой в первых двадцати-тридцати минутах. Под конец и вовсе закрадывается мысль, а не снят ли фильм и вовсе для того, чтобы пропиарить музыкальный альбом, вышедший ровно под премьеру на Берлинском кинофестивале?
Но эти мысли отгоняют сразу несколько факторов. Во-первых, на том же Берлинском кинофестивале «Откуда ты родом?» получил приз ФИПРЕССИ, что равняется признанию со стороны профессионального критического сообщества. Во-вторых, режиссёр для своего дебюта крайне умело обращается с камерой и темпом, отчего даже у знакомой истории находятся пару-тройку свежих ракурсов, с которых мы ещё её не видели. В-третьих, старания Ахмеда трудно переоценить.
Октябрь 2020-го вообще можно назвать его именем. На кинофестивале американского независимого кино «Амфест» буквально неделей ранее был показан ещё один фильм с его участием, наделавшим шума на прошлогоднем смотре в Торонто. Речь про «Звук металла», который по фабуле уж очень похож на «Откуда ты родом?». Риз там тоже играет музыканта (на этот раз он рокер), у которого впереди вся жизнь и целый тур, но внезапно он начинает резко терять слух. У картин даже есть рад идентичных сцен (открывающая сцена выступления, эпизоды в больнице), что немного странно с учётом того, что картины снимались друг за другом. Но ещё более странно, что роль Ахмеда в «Звуке металла» бенефисная, и именно там он выкладывается на все 200 процентов (да, претенциозное «лучшая работа в карьере» как нельзя кстати тут подходит), словно совсем не тот фильм он назвал личным для себя. И, естественно, на фоне великолепного «Звука металла» картина Тарика смотрится отнюдь не в выигрышном свете буквально по всем статьям.
Однако «Откуда ты родом?» всё равно ощущается самостоятельным и предельно сконцентрированным режиссёрским дебютом, за которым интересно наблюдать, покуда зритель ловит его ритм. У фильма есть собственный голос, есть энергичный главный герой, есть смысл, а остальное уже дело вкуса каждого.
Вадим Богданов, InterMedia