Рецензия на мини-сериал «Ход королевы»: Ее самая главная шахматная партия
Оценка: 10 из 10
Сериал вышел на платформеNetflix 23 октября 2020 года. Режиссер: Скотт Фрэнк. В ролях: Аня Тейлор-Джой,Томас Сэнгстер, Гарри Меллинг, Марцин Дороциньский и другие.
На дворе 1950-е годы, после смерти матери 9-летняя Элизабет Хармон остается сиротой и отправляется в католический приют. Но девочку совсем не тянет к типичным девчачьим развлечениям, и расти правильной леди она явно не хочет. Вместо этого она заводит дружбу с пожилым уборщиком, который играет в шахматы. Вместе с шахматами в ее жизнь приходит и другая страсть – в приюте детям под видом витаминов дают транквилизаторы, еще не зная об их вреде для детского организма, а также о вызываемой сильной зависимости. Шахматы, транквилизаторы, а позже и наркотики почти моментально становятся главными страстями, которые будут сопровождать Элизабет всю жизнь, а борьба с собственными деструктивными наклонностями – залогом победы.
Netflix самым удивительным образом любит ударяться из крайности в крайность со своими оригинальными проектами. То снимаются чудовищно топорные сериалы с девушками в главных ролях типа «Монахини-воина» (вышедший у них трэшак так трудно забыть, что он будет приводиться в качестве плохого примера еще много-много раз), то получается тонкая драма о человеческих отношениях «Вдали». «Ход королевы» в этом смысле вышел не только тонким, но и красочным – он скорее напоминает «Голливуд» Райана Мерфи. В нем эпоха не воссоздана, а приукрашена, расцвечена в яркие цвета, словно сказка про реальность и страну, которых никогда не было, но которые очень хотелось бы увидеть. Костюмы, декорации, и, пожалуй, самое главное – музыкальные композиции тех лет, по-прежнему такие же бодрые и заводные (шок для зумеров – музыка 1960-х может быть ничуть не менее яркой, чем современная) – все это создает неповторимую завораживающую атмосферу. В этом мире даже холодной войны нет – она вся трансформировалась в вечное противостояние между державами в шахматы.
Сериал, кажется, вообще не пытается говорить со зрителями о проблемах феминизма, как можно подумать из синопсиса. Да, Бет приходится играть с мужчинами, потому что традиционно считается, что девочки в шахматы не играют (и продолжается так, пожалуй, до сих пор, потому что игроков среди женщин в целом встречается значительно меньше, чем среди мужчин). Да, многие парни и мужчины реагируют на девушку в своем окружении либо пренебрежительно, либо неприязненно. Но на этом все. Собственно, обрисовать нравы сериалу достаточно, чтобы намекнуть на феминистические идеи, но при этом не отклоняться от основной своей проблематики.
Бет – гениальная шахматистка, умеющая играть в уме даже самые сложные партии. Она учится на ходу, запоминая все новые и новые комбинации и переигрывая чужие партии. Но любая гениальность – всегда не только дар, но и проклятие. «Ход королевы» раскрывает эту проблему так, как почти никто до него. Хотя героиня практически не проигрывает, она получилась не Мэри Сью, а живой и настоящей – во многом именно благодаря своим слабостям, с которыми ей надо то ли бороться, то ли наоборот – потакать. Блестящая Аня Тейлор-Джой уже давно зарекомендовала себя настоящей звездой больших и малых экранов, чья игра способна вытянуть даже средние проекты («Стекло», «Новые мутанты»). Но здесь она раскрывает сразу все грани актерского мастерства – роль позволяет ей играть в зависимости от обстоятельств только глазами, мимикой всего лица, голосом или же пластикой тела.
Скотту Фрэнку (сценаристу «Логана») удалось, не сбавляя темпа, снять сериал, в котором одинаково захватывающими получились и шахматные поединки, и борьба с зависимостью, и личные конфликты. Его «Ход королевы» – без политики и с простой моралью, показывающей человека, пытающегося стать цельной и счастливой личностью, – это на сегодняшний день однозначно один из лучших проектов, когда-либо выходивших на стриминговых сервисах.
Павел Соломатин, InterMedia