Рецензия на фильм «Фассбиндер»: Живи быстро, умри молодым
Оценка: 6 из 10
Биографическая драма «Фассбиндер» была показана в рамках международного Таллинского кинофестиваля «Тёмные ночи», в российский прокат картина выходит 26 ноября 2020 года. Режиссёр: Оскар Рёлер. В ролях: Оливер Мазуччи, Хари Принц, Катя Риман и другие.
В этом году Таллинский кинофестиваль «Тёмные ночи» открылся биографической драмой «Enfant Terrible» (которая с лёгкой стигматизирующей руки наших прокатчиков получила название «Фассбиндер», цепляющее на крючок фанатов европейского артхауса). Лента немецкого режиссёра и завсегдатая Берлинского кинофестиваля Оскара Рёлера, не стесняющегося сравнивать себя с великим соотечественником, о котором его фильм и рассказывает, должна была дебютировать на несостоявшемся Каннском кинофестивале, где пару лет назад состоялась премьера другого байопика о ещё одном великом кинематографисте. Тогда сам факт существования ленты «Молодой Годар» Мишеля Хазанавичуса очень смущал его живого прототипа – Жан-Люк лично называл всё это очень плохой идеей. Зная темперамент скандального немца, почему-то кажется, что Райнер Вернер подыскал бы выражение покрепче, чтобы описать своё отношение к «Фассбиндеру».
Фассбиндер умер очень рано – в возрасте всего-навсего 37 лет, однако к этому времени на его счету было уже более 40 фильмов и телевизионных драм, он написал 24 пьесы и в принципе стал главным локомотивом нового прогрессивного течения в немецком кинематографе. Его вклад в искусство трудно переоценить, так же как и вообразить, чтобы режиссёр мог создать ещё, если бы не его слабость перед всевозможными пагубными привычками. Алкоголь, наркотики, беспорядочный секс (в частности с мужчинами) взяли своё, хотя, на что акцентирует зрительское внимание фильм Рёлера, без всего этого набора Фассбиндеру попросту не удалось бы достичь таких безумных показателей работоспособности и творческих высот. Фассбиндер был тем ещё панком от мира кино, отчего картине о нём прекрасно подходит неофициальный лозунг панк-сообщества – «живи быстро, умри молодым».
Пропагандирует ли что-либо лента Рёлера – обсуждение иного толка, одно ясно – режиссёр отчаянно пытается сымитировать фильмы объекта своего биографического фильма, однако получается у него нечто среднее между «Горе-творцом» Джеймса Франко и растянутым на два часа эпизодом «Полицейской академии», когда герои заходят в клуб «Голубая устрица». По сути, это больше пронзительная гей-драма, чем полноценный байопик. Повествование будто бы движется не от съёмок одного фильма Фассбиндера к другому (что хотелось бы увидеть примерно поклонникам его творчества), а от одного его мужика к другому. Да, периодически нам всё-таки показывают мастера за актом творения со всеми его противоречивыми методами (постоянно орёт на всех, унижает актёров и бьёт их прямо в кадре, пьяным заявляется на съёмочную площадку и другие весёлые моменты), однако фокус фильма постоянно смазан.
Чего не вызывает сомнений – так это заслуги звезды сериала «Тьма» (ваш любимый Ульрих) Оливера Мазуччи, исполнившего главную роль в данной картине. Сыграл он замечательно, вот только всё равно чуток странно наблюдать за тем, как 51-летний актёр, который реально выглядит на все свои 51, изображает 22-летнего юношу в начале фильма. Вскоре, правда, фрагментарное повествование будет перепрыгивать на год, на семь лет и т.д. вперёд, отчего со временем уже попросту не обращаешь внимания на всю эту разницу в возрасте, ибо, если вы глянете на фотографии Фассбиндера, то поймёте, что Мазуччи в какой-то момент достиг чуть ли не фотографического сходства со своим прототипом.
Кино снято с очень яркой, практически кислотной цветовой палитрой. Кадр постоянно залит розовыми либо синими неоновыми софитами, из-за чего ощущение, что всё на самом деле происходит в каком-то гей-баре, только усиливается по ходу развития сюжета. А сюжет здесь в целом-то особо и не радует каким-то разнообразием или же попытками показать Райнера Вернера Фассбиндера не только в розово-синем свете, но и в свете выдающегося немецкого гения, чью фильмографию вам стоит начать пересматривать сразу после финальных титров провокационной работы Оскара Рёлера.
Вадим Богданов, InterMedia