Рецензия на фильм «Взаперти»: Похороните меня за плинтусом
Оценка: 8 из 10
Психологический триллер «Взаперти» выйдет в российский прокат 20 ноября 2020 года. Режиссёр: Аниш Чаганти. В ролях: Сара Полсон, Кира Аллен, Онали Эймс.
У Дианы Шерман рождается недоношенная дочь. Врачи понимают, что даже если смогут ребенка выходить, то он будет жить с целым рядом патологий. Но молодую маму это не волнует — лишь бы ее ненаглядное чадо удалось реанимировать.
К шестнадцати годам Хлоя заполучила внушительный букет заболеваний. Астма, диабет, аритмия, паралич — вот лишь некоторые диагнозы девушки. Она не сдается, не дает себя жалеть, предпочитает обслуживать себя сама и грезит о поступлении в престижный колледж. Ежедневно принимая гору лекарств, она однажды начинает подозревать, что мать ее пичкает чем-то не тем. С этого момента отношение Дианы к Хлое резко меняется не в лучшую сторону.
Режиссер Аниш Чаганти обогатил коллекцию мировых триллеров инновационным скринлайфом «Поиск», где отец расследует пропажу дочери исключительно в режиме онлайн. Во «Взаперти» используется несоизмеримо большее количество локаций, а в эпизоде с отрубавшемся домашним интернетом явственно прочитывается авторская самоирония: «Нет уж, драгоценные зрители — не в этот раз!»
В то же время, в камерности ленте «Взаперти» не откажешь. Помимо матери и дочери, прочие персонажи нужны здесь, по большому счету, только для мебели. При этом напряженное противостояние Дианы и Хлои отмечено тем, что у них — не так уж и много в фильме совместных сцен. Каждая большую часть времени действует сама по себе, что отнюдь не отменяет их болезненной зависимости друг от друга.
«Взаперти», пожалуй — самое честное и беспощадное художественное высказывание на тему гибридных отношений, несмотря на то, что проблема симбиотических связей, так или иначе, поднимается чуть ли не в каждом втором голливудском фильме. В автобиографическом романе Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» (и в снятом по мотивам этой книги фильме Сергея Снежкина) явственно прослеживается мысль, что навязчивая гиперопека калечит не только духовно, но и физически. Однако даже здесь поведение деспотичной бабушки оправдывается ее самоотверженной заботой о внуке. Диана же из «Взаперти» полностью лишается возможности заполучить и эту индульгенцию.
Локальность действия в фильме не мешает Анишу Чаганти саркастически разоблачить все основные «завоевания» современной цивилизации. Информационное общество сделало человека настолько беспомощным, что без интернета под рукой процесс выяснения простейших подробностей представляет собой многоступенчатую головоломку с неочевидным результатом. Психологические тренинги для родителей инвалидов превращаются в изощренную форму террора, а сами люди с ограниченными возможностями становятся обузой для окружающих только потому, что те не могут себе позволить выразить свое подлинное отношение, чтобы не стать изгоями в лице других. Наконец привычка видеть в каждом встречном источник потенциальной сексуальной агрессии используется манипуляторами как мощное орудие для шантажа.
Итог плачевен: самые близкие люди вынуждены существовать взаперти от этого враждебного мира, поедая друг друга до бесконечности.
Денис Ступников,InterMedia