Рецензия на фильм «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»: Магия детства и ее разоблачение
Оценка: 5 из 10
Приключенческий фильм «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» выйдет в российский прокат 26 ноября 2020 года. Режиссёр: Бренда Чепмен. В ролях: Анджелина Джоли, Гугу Эмбата-Ро, Майкл Кейн, Дэвид Ойелоуо и другие.
Викторианская Англия XIX века. В живописном местечке возле леса живет счастливая семья Литтлтонов. Несмотря на разницу в возрасте и увлечений, трое детей между собой невероятно дружны. Десятилетний Питер Пэн не мыслит себя без сражений на пиратских кораблях. Восьмилетняя Алиса не расстается с игрушечным Белым Кроликом и подозревает, что в замаскированной под деревом норе кроется ход в параллельный мир. Их старший брат Дэвид с одинаковым энтузиазмом участвует во всех играх.
Все в одночасье меняется, когда с Дэвидом стряслась беда. Мать (Анджелина Джоли) замыкается в себе и все чаще прикладывается к бутылке с бренди. В отце просыпается давняя страсть к азартным играм. Благополучие семьи в одночасье рухнуло, как тщательно выстраиваемый Алисой карточный домик. Тогда брат и сестра решаются на отчаянный шаг, чтобы покрыть огромный карточный долг отца. Но их непродуманные действия значительно усугубляют его и без того шаткое положение.
Заглавных героев фильма бессмысленно сравнивать с их знаменитыми литературными прототипами. По сути, перед нами — приквел к известным на весь мир детским историям, снятый в подчеркнуто реалистичной манере. Да, конечно, в кадре хватает и самых смелых фантазий, и неожиданных перевоплощений, но мы ни на секунду не забываем о том, что все они разворачиваются исключительно в головах впечатлительных детей.
В оригинальных приключениях Питера Пэна было немало болезненных подробностей, которые, возможно, не осознавались таковыми читателем, но неблагоприятно воздействовали на его подсознание. Чего стоит сама фабула о никогда не взрослеющем мальчике, которая не может не вызывать у проницательных людей мыслей о детской смерти. И это неслучайно, ведь одним из прототипов Питера Пэна для его создателя Джеймса Мэтью Барри послужил безвременно погибший брат Дэвид. Сценаристка Марисса Гудхилл допустила, что аналогичную трагедию пережила и Алиса (а вы думаете, зачем или за кем она спускалась в подземное царство Аида?). Так и родился замысел этого фильма.
Бросается в глаза, насколько неудачной оказалась попытка втиснуть Алису в предлагаемые обстоятельства. В фильме полностью отсутствуют и шутливые кэролловские стишки, и искрометные каламбуры, и образчики абсурдистской поэзии. Зато есть топорный эпизод, в котором Алиса, как какая-то последняя лондонская нищенка, выпивает из графина остатки бренди и падает на пол, заметно уменьшившись в размерах.
Никакого вменяемого продолжения это событие в фильме не получает, равно как и многие другие подробности. Простой пример: подобно Шляпнику, один из героев ленты загадывает детям загадку «что общего между вороном и секретером?», но ответа мы, похоже, так никогда и не узнаем. Весь фильм — это череда разрозненных сцен, беспорядочно тасуемых неудачливым игроком. Сценарий разваливается буквально на глазах.
Все мы родом из детства, и в трудные моменты пытаемся найти в нем ответ на мучающие нас экзистенциальные вопросы. В мрачный и безысходный мир показанных в ленте обездоленных ребятишек ни погружаться, ни тем более возвращаться совершенно не хочется. Лояльные к ленте западные критики писали в своих рецензиях о присущей фильму «магии детства». Но скорее в «Питере Пэне и Алисе в стране чудес» основной акцент делается на ее разоблачении.
Денис Ступников,InterMedia