Рецензия на фильм «Человек из Подольска»: Разгоняем тоску бытия
Оценка: 9 из 10
Фильм «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова выходит в российский прокат 26 ноября 2020 года. Режиссёр: Семён Серзин. В ролях: Вадик Королёв, Виктория Исакова, Владимир Майзингер, Михаил Касапов, Илья Борисов и другие.
Если спросить человека, который прожил всю свою жизнь в маленьком провинциальном городе об истории своего края, мало кто сможет с точностью ответить даже на базовые вопросы о населении, этимологии и дате принятия населённым пунктом своего статуса. Да и зачем им вся эта информация? Ведь в планах на жизнь обязательным пунктом числиться «свалить» в большой город, в резиновую Москву, за границу или туда, где нас нет, но непременно лучше. А ты попробуй сделать себе хорошо там, где ты есть!
Экранизация пьесы «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова, прокатившаяся с успехом по театральным подмосткам, а теперь реализованная благодаря чёткому и неординарному видению режиссёра Семёна Серзина в виде зрелого и впечатляющего дебютного фильма, заставляет задуматься. Задуматься о множестве вещей – не только о вопросах, кто ты и откуда.
Ни для кого не секрет, что в нашей стране любого человека могут взять и доставить в отделение полиции. На каком основании? Угадай сам. У тебя могут быть подозрительные глаза, или поздним вечером ты просто оказался не в то время не в том месте. Вот и с нашим героем Николаем Фроловым (Вадик Королёв, фронтмен группы «OQJAV») приключилось примерно та же ситуация. Самый обычный и ничем не выделяющийся из толпы парень едет из Москвы в родной Подольск. Прямо на вокзале он узнаёт, что девушка его бросила – бросила и его, и Подольск: теперь она будет жить в Москве, где нашла себе жильё, а может, и ещё кого. Ну, бросила так бросила. Невелика потеря.
Колю приводят в отделение, забирают паспорт, говорят, что скоро вызовут. Вскоре вызывают – всё как обещано. За столом его ждёт первый полицейский – Михалыч (фактурный Владимир Майзингер); не выдержав, наш герой нарушает тишину: «А всё-таки, за что меня задержали?». На что получает одновременно комичный и пугающий ответ – «сейчас мы и выясним». Тут начинается настоящий кафкианский кошмар – абсурдный процесс над Колей с целью докопаться до истины, не кто он по паспорту, а что за человек такой.
Допрос вскоре приобретает неожиданный оборот: полицейские – к опытному Михалычу вскоре подключается молодой Палыч (Михаил Касапов) и обворожительная Марина (Виктория Исакова) – интеллигентно и грамотно общаются с задержанным о его работе, хобби и взглядах на жизнь. Что он знает о родном Подольске? Ничего? Как же так! Ведь без прошлого нет будущего! Где учился, где работает, кого любил и любил ли по-настоящему? Для всех инстанций мы лишь карточка в системе с перечнем ФИО, прописки и базовых сведений, однако, как доступно разъясняет Михалыч, паспорт ничего не расскажет о вашей личности.
Кино хочет показать нам, что норма – это когда полицейские могут подкинуть наркотики в целях поднятия собственных показателей и вмазать пару раз дубинкой без особой на то причины. А отклонение от нормы – когда они знают толк в музыке и литературе, приятные и образованные люди, способные провести с человеком беседу в воспитательных целях. «Человек из Подольска» ярко иллюстрирует те знакомые всем нам реалии, в которых получение образования только по той причине, что нужно было «куда-то поступать, что-то оканчивать, ну, чтобы корочка была», это норма, а любовь к своей профессии – это уже вопиющее от неё отклонение. Сколько в нашей стране таких историков без интересных историй? Сколько уставших, пустых или опустевших? «Что стало с твоей мечтой?», — краем глаза мы замечаем на стене подъезда в кассетном флэшбеке Коли, что на подсознательном уровне отправляет мысли внимательного и вдумчивого зрителя в полёт экзистенционального толка.
Можно во всём винить свою страну, власть, менталитет («В России никому ничего не нужно»), но смысл какой? Живём же не во время войны или голода – у нас есть родные и близкие, мы уже счастливее многих. А вообще, счастье понятие относительное, и каждый видит то, что хочет видеть. Кто-то будет радоваться и своему провинциальному Подольску, Мытищам или Химкам, а кому-то могут запросто приесться и Париж с его Елисейскими полями, и Прага с Карловым мостом, и даже Амстердам с кварталом красных фонарей. Картина Серзина во многом о том, что необходимо научиться видеть счастье вокруг – пока едешь на работу в электричке, пока гуляешь по знакомым наизусть улицам с любимым человеком, другими словами, в повседневности. Именно в ней и проходит наша жизнь, которая, как известно, состоит из мелочей, радоваться которым многие из нас забывают или попросту не умеют.
Семён Серзин – сам театральный режиссёр (а ещё актёр фильмов Кирилла Серебренникова – он был в «Лете» и появится в «Петровых в гриппе»), отчего работать с пьесами он всегда умел превосходно. Однако зритель теперь пришёл насладиться не только первоклассным текстом с глубокими идеями и потрясающими прописанными диалогами, первоклассно разыгранными небольшим количеством талантливых актёров, а кинематографическим произведением. И у Серзина перевод театрального материала на язык кино удался практически безупречно.
Оператор Даниил Фомичёв, снимавший «Витьку Чеснока», выдал сочную картинку и настолько плавные движения камеры, что «Человека из Подольска» не только приятно слушать, но и разглядывать в нём каждую композицию и каждый план. Награждённый на «Кинотавре» саундтрек – ещё одно преимущество над театральной постановкой: с его помощью режиссёр филигранно переключает комедийный тон фильма на тревожный. Да и сам Серзин добавил множество интереснейших синефильских приёмов-отсылок: в одной сцене очевидно влияние Ханеке и его «Забавных игр», в другой Бунюэля в целом и «Ангела-истребителя» в частности, а в третьей проскакивают фирменный кубриковский гротеск и знаменитый линчевский сюрреализм.
А ещё Серзин не упустил возможности разбавить повествование визуальным символизмом. В его версии герои периодически меняют дислокацию внутри полицейского участка и в какой-то момент оказываются в бассейне. Коля окунается, чтобы не просто освежиться, но и переродиться, переосмыслить всё (образ, тянущийся ещё с крещения Руси) – авось на мир другими глазами посмотришь. И пусть Россия для грустных, пусть нас так учили испокон веков – терпеть и не ждать чуда. Но что если чудо всё-таки есть и всегда было с нами – оно где-то внутри, и чтобы его обнаружить многого не требуется? Что если достаточно всего лишь достать свою гитару, создать группу с крутым названием «Liquid Mother» и просто играть, без стадионов, но для души… Она же есть в тебе? Она ещё жива?
Вадим Богданов, InterMedia