Рецензия: Баста - «Баста 40»
2020, Gazgolder
Оценка: 7 из 10.
«Баста 40» - это не альбом талантливого рэпера, это альбом звезды, законодателя жанра, главы продюсерского центра, универсального артиста и вообще патриарха. Сам Василий Вакуленко явно не считает это проблемой, но рецензент ведь может думать иначе? Хотелось бы музыку послушать, а не без малого двухчасовой отчётный доклад о текущих успехах, развитии лейбла «Газгольдер» и работе с молодёжью. Баста не выпускал номерных альбомов с 2016 года, так что у него многое накопилось, но такие длинные пластинки сейчас не в тренде; пожалуй, «Басту 40» дослушают даже не все из тех, кто вполне отдаёт должное таланту и профессионализму Василия. А название альбома станет дополнительным поводом для шуток. В 80-е годы корпорация Intel выпускала для компьютеров IBM 286-е процессоры, потом их сменили 386-е, 486-е... Мир уже ждал 586-го, но вместо него вышел процессор пятого поколения под названием Pentium - злые языки тогда утверждали, что 486-й процессор не смог сложить 486 и 100, поэтому пришлось отказаться от числа в названии. Басту тоже долго высмеивали за изобретательность заголовков пластинок - «Баста 1», «Баста 2» и так далее вплоть до «Басты 5», - как вдруг в год своего 40-летия он выкатил свой «Пентиум», назвав диск «Баста 40».
Конечно, альбом с таким названием не мог не быть программным и отчётным, но, повторюсь, что я бы предпочёл вместо него послушать менее масштабные «Басту 6», «Басту 7» и «Басту 8». Когда на тебя вываливают 23 трека, десяток из которых - дуэты с не менее амбициозными коллегами, когда в текстах рассуждения взрослого рэпера соседствуют со стилизациями под юношеские байки, когда в музыке олдскул-хип-хоп сменяется попсой и регги, - довольно сложно сосредоточиться на этом гигантском полотне. Было бы проще, если бы все песни оказались разножанровыми шедеврами, но такого не произошло. При этом фрагменты шедевральности кое-где проскакивают, однако их поиски требуют от слушателя некоторой усидчивости.
В «Басте 40» заметно, что Василий ориентируется на свои стадионные хиты «Сансара» и «Моя игра», тяготея к каким-то мотивационным проповедям и подчёркивая, что нынешний статус дался ему непросто. В самом начале альбома об этом свидетельствуют песни «С самых низов» и «Верил всегда», а также «Время догонит нас», где к рэперу присоединяется Moscow Gospel Team (которая будет появляться всякий раз, когда рэперу потребуются торжественные хоры). О непростой ростовской юности напоминает трек «Беги, пацан» - стилизация под криминализированное творчество Ноггано. Впрочем, и сейчас в жизни не без проблем, о чём свидетельствует композиция «ГотеММосква» со сложным спектром эмоций Басты по отношению к принявшей его столице. Треки «Баста 40» и «Зажигалки вверх» явно задумывались как стадионные гимны - и, возможно, станут таковыми после многочисленных повторений, но по первому впечатлению до «Моей игры» они не дотягивают. Зато на альбоме есть лирическая вещь «Любовь и страх», способная потеснить в этой нише Васин «Выпускной»; правда, лучшие места этой песни принадлежат не голосу Басты, а его партнёрше по дуэту Анне Дворецкой. Другие женские партии (Эрика Лундмоен, Anika) звучат профессионально, но не сногсшибательно, как, кстати, и гостевые появления Скриптонита и T-Fest. Noize MC в песне «Поколение Х» более сконцертрирован и точен, но ему, увы, достался очень короткий фрагмент.
Алексей Мажаев, InterMedia