Прелюдии Дебюсси в исполнении Антона Батагова выпустила «Мелодия» (Слушать)
Альбом «Антон Батагов. Дебюсси: Прелюдии, тетрадь 1» выпустила 8 декабря 2020 года фирма «Мелодия». Запись концерта, в котором прозвучала Первая тетрадь «24 прелюдий для фортепиано» Клода Дебюсси в исполнении Батагова, состоялась в Екатеринбурге пять лет назад.
- Дебюсси терпеть не мог, когда его называли импрессионистом, - рассказывает пианист и композитор. - Однажды он написал: «Я пытаюсь создать нечто другое – как бы иную реальность – а какие-то дураки называют это «импрессионизмом»… Я его хорошо понимаю. Визуальный образ, придуманный Алисой Наремонтти для обложки этого альбома, очень ясно передает эту мысль. И мне кажется, что на концерте в Екатеринбурге на фестивале «Евразия» 8 октября 2015 года у меня получилось услышать эту реальность и передать ее в звуке.
Имя Антона Батагова ассоциируется с «минимализмом» в постсоветском музыкальном пространстве. Студент консерваторского класса Татьяны Николаевой, он был одним из самых перспективных молодых пианистов 1980-х. Но Батагов открыл для себя и слушателей «иную реальность» поставангарда и со временем сосредоточился на композиторской деятельности. И лишь на рубеже 2010-х снова начал исполнять «чужую» музыку – впрочем, его воспроизведение Баха, Пёрселла и английских вёрджиналистов трудно назвать исполнением в традиционно-«консерваторском» смысле. Эта очищенная от музыкантских наслоений tabula rasa нотного «уртекста» и, одновременно, предельно актуальное отражение в зеркале XXI столетия, прошедшего через авангард, джаз, рок и нью-эйдж.
- Концерт был великолепно записан звукорежиссером Шамилем Гайнетдиновым, - говорит Батагов. - Качество исходных файлов дало мне возможность при сведении найти «правильный» звук. Прежде всего – крупным планом прослушать всю фактуру рояля и не потерять «джазовое» нажатие на клавиши в классической акустике. И при этом – сохранить ощущение зала. И кашель! Теперь это большая художественная ценность, поэтому удалять его хитрыми плагинами – просто грех. Его на этом концерте совсем немного, но зато кашель перед последним аккордом последней вещи (Менестрели) – это примерно как воробей в Большом зале консерватории в моем альбоме «Чайник (Конкурс Чайковского 1986)», изданном на «Мелодии» в 2016 году. И чей-то телефон в «Прерванной серенаде» – негромкие переливающиеся колокольчики. Если бы я, как это иногда делают некоторые коллеги, в этот момент остановился, чтобы устыдить того, кто не выключил телефон, и всех ему подобных, то серенада получилась бы прерванной в прямом смысле. Но я, наоборот, порадовался новым звуковым краскам, спонтанно дополнившим иную реальность Дебюсси. Мне почему-то кажется, что ему бы это понравилось.
Альбом доступен на всех цифровых платформах, на физических носителях он пока не издан.
- В конце концов, тот факт, что в таком виде можно слушать то, что хочется, в любой точке мира, где есть интернет, и не быть зависимым от стеллажей с коробочками, в которых лежат кружочки – это удобно, - считает Батагов. - И, тем не менее, есть шанс, что Дебюсси в следующем году появится на виниле.