Россия 24: Индустрия развлечений исчерпывает последние возможности в эпоху коронавируса (Видео)
В связи с пандемией регионы вводят все новые ограничения для зрелищных мероприятий. Например, в Санкт-Петербурге с 30 декабря по 10 января нельзя будет посещать музеи, театры и концерты. А в Москве уже почти месяц действует запрет на массовые мероприятия и работу ресторанов с 23.00. Сможет ли бизнес выжить в таких условиях? Масштаб потерь оценила в специальном репортаже "Праздник не приходит. Новые форматы индустрии развлечений в период пандемии" корреспондент телеканала "Россия 24" Ника Янковая.
В сложившейся ситуации индустрия культуры и развлечений остро нуждается в поддержке государства, но помощи от него ждать не приходится.
Официально эта индустрия не существует, многих терминов таких даже в законодательстве нет, - разъясняет главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. - Но она, конечно же, есть - и до последнего момента очень хорошо работала. Наше последнее исследование показывает оборот афишных и неафишных мероприятий в размере 300 миллиардов рублей, включая около 100 миллиардов бюджетных ассигнований. Оборот предпринимательского сектора, в том числе значительная ресторанная составляющая составил около 200 миллиардов - а вот потери предпринимателей в 2020 году составятдо 150 миллиардов, то есть, до 75%. Это полное разрушение индустрии.
Организаторам концертах и площадок массовых мероприятий приходится подстраиваться под онлайн-формат. Аренда площадки для четырехчасовой видеконференции обходится сегодня в среднем в 350 тысяч рублей.
- 350 тысяч — это только стрим, а вам ведь понадобится еще и креатив, а также команда, которая будет работать на этом онлайне, - говорит руководитель компании-подрядчика для ивент-агентств Игорь Лютенко. - Например, техники и люди в пультовой входят в ту стоимость, которую я попрошу за площадку, но наверняка придется привлекать еще и ивент-агентство или креативных людей для разработки сценария и концепции, понадобятся и актеры. Я подозреваю, что на 97-98% корпоративный Новый год разойдется именно по таким студиям в виртуальное пространство.
В то же время пандемия с помощью онлайн-трансляций привлекает в индустрию зрелищ дополнительных зрителей на перспективу, считают авторы программы.
- Возможно, благодаря онлайн-трансляциям нас увидит гораздо большее количество зрителей, которые потом, когда закончится эта эпоха коронавируса, захотят прийти к нам, - считает хореограф и балетмейстер, народный артист СССР Владимир Васильев.
Однако из-за 25% рассадки залов театры работают в минус.
- С точки зрения экономики, 25% - это, безусловно, убытки, который несет театр с каждым сыгранным спектаклем - говорит директор Электротеатра «Станиславский» Ирина Золина. - Расходов на себестоимость продажи билетов в данном случае не покрывают. Но с точки зрения творчества и духовного поддержания людей, безусловно, играть надо. Это важно и для артиста, и для зрителя.
Огромные убытки несет и концертная индустрия.
- LP, Green Day, Aerosmith, Judas Priest, Энрике Иглесиас, Эрик Клэптон и многие другие зарубежные артисты — что-то пришлось отменить, а что-то перенести на 2021-2022 годы, - рассказал концертный организатор, директор Ассоциации концертных, театральных и билетных организаторов (КТиБО) Владимир Зубицкий. - Как дальше жить, мы совершенно не понимаем. В данный момент практически не работает ни один концертный зал, ни один клуб. Наши артисты выступают на стадионах и других больших залах, поэтому невозможно делать концерты ни при 50%, ни тем более при 25% заполняемости. Это просто не окупается. Окупаемость начинается с 80-90% проданных билетов.
Ассоциация оценила потери концертного сегмента в 13 миллиардов рублей и обратилась за помощью в Роспотребнадзор и к мэру Москвы Сергею Собянину.
Перспективы у нас не очень хорошие, - признается Владимир Зубицкий. - Пока мы держимся, но сколько это продлится, сказать не могу. Мы в нашей компании пока не уволили ни одного сотрудника, но огромное количество наших коллег практически все банкроты, у них в компаниях работает по одному-два человека. Как они будут выживать, никто не знает, потому что неизвестно, когда это закончится.
В программе приняли участие также директор ивент-агентства Вахтанг Вахтангишвили, ведущая праздничных мероприятий Елена Голуб, директор агентства детских праздников Влада Чижевская, композитор и режиссер Владимир Раннев, руководитель вокального ансамбля Электротеатра «Станиславский» Арина Зверева, оперный певец Далер Назаров, ресторатор Алексей Васильчук и другие эксперты.
Программу можно увидеть здесь https://www.vesti.ru/video/2252452