Рецензия на фильм «Ма Рейни: Мать Блюза»: Лебединая песня Чедвика Боузмана
Оценка: 8 из 10
Релиз фильма состоялся на платформе Netflix 18 декабря 2020 года. Режиссер: Джордж С. Вольф. В ролях: Виола Дэвис, Чедвик Боузман, Колман Доминго.
Ма Рейни – популярная американская певица 1920–1930 годов, одна из первых профессиональных исполнительниц блюза, а также одна из первых, кто начал записываться на профессиональной студии. В основе сюжета фильма – один день в студии, где артистка должна записать на пластинку несколько своих самых популярных песен.
Фильм поднимает сразу много разных тем и вопросов, но большую часть из них – бегло, вскользь. Например, он вскрывает то, как изменился мир музыкальной индустрии с появлением звукозаписи. Основная же задача картины – показать на примере черных исполнителей и белых руководителей музыкального лейбла социальную несправедливость и ущемление прав меньшинств – проблему, актуальную для США и сейчас.
Другой конфликт происходит между Ма Рейни и молодым трубачом по имени Леви, работающим в ее ансамбле. Ма Рейни на момент действия фильма – уже опытная исполнительница, точно знающая, что от нее хотят и умеющая добиваться цели. Леви – молодой парень, который в силу своей юности и неопытности думает, что мир ему что-то должен, при этом он не понимает, как на самом деле добиться уважения от окружающих. Хотя артисты совсем не совпадают по своим «весовым категориям», Ма Рейни чувствует некоторую угрозу от Леви – она видит, что Леви понимает музыку так же хорошо, но работает в другой манере и нацелен уже на следующее, более молодое поколение, которое может однажды вытеснить ее со сцены. Их рабочие отношения просто не могут в какой-то момент не вылиться в конфликт.
Режиссер и сценарист «Ма Рейни: Мать Блюза» мало известны широкой публике. При этом на сценаристе, пожуй, стоит остановиться чуть подробнее. Август Уилсон в первую очередь писал для театра. Массовой аудитории может быть более-менее известен только фильм «Ограды» (адаптация его же бродвейской постановки), за который Виола Дэвис получила «Оскар» в номинации «лучшая женская роль второго плана». «Ма Рейни: Мать блюза» – также адаптация другой его постановки. По той причине, что его сценарии изначально были рассчитаны на театр, все они отличаются камерностью. Пространство сильно ограничено, никакой масштабности действия, сразу возникает ощущение, что снимали все в павильоне, но в одновременно с ним – чувство живого представления, которое есть только на выступлениях с живыми исполнителями. Даже диалоги здесь выглядят очень сценическими. Впрочем, пожалуй, их главная характеристика у Уилсона – непрерывная ритмичность. В самом начале фильма музыканты собираются вместе, чтобы отрепетировать для будущей записи. Они начинают общаться, их диалоги перетекают в музыку, а музыка снова перетекает в диалоги, но чувство ритма не теряется на ни секунду.
Не менее хороши в фильме и монологи. Они, впрочем, принадлежат только Леви. Чедвик Боузман в фильме играет очаровательного наглеца с удивительной пластикой движений – словно та пантера из блокбастера Marvel осталась в нем навсегда, несмотря на другой жанр нового фильма – но при этом с очень ярким, живым умом. Боузман раскрыл здесь совершенно другие грани своего актерского таланта, которые не были заметны раньше, – он в состоянии на одном дыхании, без монтажа и остановок вытянуть сложнейшие монологи, одновременно смеяться и платать, злиться, испытывать почти религиозных экстаз и откровенно пугать зрителей. Его монолог про собственное детство – это, пожалуй, вершина его мастерства, а сам Леви – в принципе лучшая роль актера. Сложно сказать, сколько собственной боли было вложено в роль, и смог бы Чедвик отработать так сильно, если на момент съемок уже не страдал бы от рака.
Блюз – важная часть культуры афроамериканцев. Культура эта, даже несмотря на небольшой хронометраж фильма, передана, как и атмосфера эпохи. Это очень важно, поскольку обычно в фильмах о том периоде времени черное население или игнорируется, или же их культурные особенности ничем не отличаются от тех, что есть у белого населения. Здесь культура афроамериканцев передана без прикрас. Сама Ма Рейни не выглядит типичным положительным главным героем. Внешне она мужеподобна, носит довольно вульгарные платья и макияж, да и ведет себя хамовато. Но когда она начинает петь, становится ясно, что музыка идет у нее из самой глубины души, что это песни о любви и желании жить.
Сложно сказать, будут ли социальные конфликты США интересны кому-то за пределами США. Однако выдающаяся (и, к сожалению, последняя роль Чедвика Боузмана) точно впечатлит любого зрителя. Поклонникам блюза и джаза фильм тоже подойдет, поскольку описывает самые истоки зарождения жанра.
Павел Соломатин, InterMedia