Рецензия: «Конец фильма» - «Ретроградный Меркурий»
2020, «Конец фильма»
Оценка: 8 из 10.
Начну с маленького признания: во время дальних семейных автопутешествий мы всегда слушаем альбом «Саундтреки (До свидания, невинность)» группы «Конец фильма». В какой-нибудь глуши, где не ловится ничего, кроме «Дорожного радио», хорошо разогнаться до максимально разрешённой скорости и орать про «Жёлтые глаза», «Ночь Одиночество», «Пуэрториканца» и «Машину цвета Валентино». Увы, широкие массы не оценили должным образом провокативное манерничанье Евгения Феклистова, его пристрастие к абсурду и театральным эффектам... ну а песню «Джо» не взяли на радио даже в 2001 году, когда законодательство было куда мягче. Позже «Конец фильма» поднапрягся и записал почти всенародный хит «Юность в сапогах», а всякие издевательские абсурдные вещи попадали в альбомы группы на правах «комплимента» для понимающих.
Новый альбом «Ретроградный Меркурий» неожиданно для рецензента открыл в творчестве «Конца» новые горизонты. На всероссийскую популярность эти песни будут претендовать вряд ли, однако слушать пластинку очень интересно. Она начинается с песни «Снег», в которой Евгений Феклистов предстаёт в несколько старомодном, но весьма жизнеутверждающем амплуа - это такой глэм-рок с байкерским оттенком, даром что в тексте не звучит ни слова на тему мотоциклетной романтики. Трек «Royal Bikini» представляет собой ещё более дикое смешение жанров - тут и хард-рок, и рок-н-ролл, и всё это иронично приправлено шансоном. В композиции «Пистолет или яд» Евгений Феклистов в дуэте с Галиной Босой разыгрывают сценку межгендерного противостояния с неожиданным финалом и музыкальным сопровождением в духе какого-то «ковбойского хард-рока».
В композиции «Ток» «Конец фильма» обращается к традиционному русскому року: можно воспринимать это как пародию на, например, «Машину времени» и «Алису», но Феклистов произносит в тексте простые истины с веской интонацией первооткрывателя. Песня «Живая музыка» недаром содержит слово «олдскул» - она исполняется в дуэте с Сергеем Галаниным и проповедует «святую к живой музыке любовь», благо хоть Евгений добавил в неё темпа и иронии. «Соберёмся» - баллада о дружбе в духе рокеров 70-х.
После этого «Конец фильма» вспоминает о самых верных поклонниках и приступает к провокационной части программы. Заглавная песня содержит лихой многообещающий припев «как объяснить тебе, безграмотной дуре, что во всём виноват ретроградный Меркурий», но в итоге сюжет приводит к развязке в духе юморесок о супружеской неверности в стиле «Аншлага». Затем Феклистов реанимирует старую песню «Худшее, конечно, впереди», которая в своё время осталась почти незамеченной, но, по мнению автора, должна более актуально прозвучать на стыке годов - ужасного 2020-го и 2021-го, на который человечество почему-то возлагает светлые надежды; «Конец фильма» призывает не слишком обольщаться и готовиться к «более худшему» - зато под весёлый рок-н-ролл. А финальный «Новый год» оказался зачётной попыткой сочинить добрую новогоднюю песню почти без фиги в кармане.
Алексей Мажаев, InterMedia