Рецензия на фильм Джорджа Клуни «Полночное небо»: «Интерстеллар» курильщика
Оценка: 4 из 10
Релиз фильма состоялся на платформе Netflix 23 декабря 2020 года. Режиссер: Джордж Клуни. В ролях: Джордж Клуни, Фелисити Джонс, Кайл Чандлер, Дэвид Ойелоуо и другие.
На Земле произошла катастрофа, радиация распространяется по планете, делая ее непригодной для жизни. Остатки человечества эвакуируются на К-23 – Луну Юпитера, которую несколько лет назад открыл ученый-астронавт Августин Лофтхаус. Сам Лофтхаус смертельно болен и эвакуироваться не собирается. Вместо этого он остается в одиночестве на исследовательской базе в Арктике. Там он встречает оставленную девочку по имени Айрис. В это время, возвращаясь после космической миссии, к Земле летит корабль «Эфир». Члены экипажа еще не знают о том, что дома у них больше нет. Лофтхаус пытается предупредить о том, что им надо поменять маршрут. Его судьба неразрывно связана с одним из членов экипажа.
Периодически история прерывается флэшбеками про молодость Августа, которые, впрочем, не показывают ничего важного, что могло бы остаться непонятным из остального фильма, зато окончательно разрушают и без того невнятный темп повествования. Катастрофическая режиссура Джорджа Клуни превращает практически любую историю в сумбур. Некоторым фильмам это не помешало, но последние его работы сделаны откровенно плохо. Можно вспомнить хоть «Охотников за сокровищами», у которых не получилось сделать внятный темп, хоть «Субурбикон», который, несмотря на интересный замысел, оказался беспорядочной мешаниной событий и героев.
«Полночное небо» с самого начала выбирает темп, который совсем не подходит рассказываемой истории. Весь фильм – постапокалиптическая антиутопия, которая не работает ни как постапокалипсис, ни как антиутопия. Фильм явно пытается играть на том же поле, что «Интерстеллар», «Космическая одиссея 2001 года» или, на худой конец, «Гравитация», хотя у Клуни в космосе происходит меньшая часть действия. «Полночное небо» – мечтательно-грустное, почти меланхоличное кино. Оно любит задавать вопросы, но, к сожалению, забывает, что на них нужно давать ответы или хотя бы наталкивать зрителя на размышления. Так, вопрос о том, что считать родным домом, задается прямо в самом начале фильма, но он так и остается висящим в воздухе, а редкие размышления героев на эту тему (как и на другие) ни к чему не приводят.
Августин Лофтхаус, со слов других героев, подается как ученый, одержимый работой и поиском пригодных для жизни планет. Но таким он не раскрывается ни в настоящем времени, ни во флэшбеках – скорее, он выглядит просто нелюдимым. Его возлюбленная Джин Салливан плачется, жалеет его, считая, что жизнь Августина проходит мимо. Она не допускает даже мысли, что для героя такое существование, возможно, и есть настоящая жизнь, полная открытий, свершений и эмоций. Лофтхаус благодаря своей отчужденности от мира находит пригодную для жизни планету и фактически спасает все человечество, однако концовка пытается доказать зрителю, что его жизненный путь был ошибочен, а вот позиция Джин – верной. Картина, которая начинается как история о поиске родного дома, без всякого внятного перехода превращается в историю о всепобеждающей силе любви, способной связать миллионы километров. При этом как фильм о силе любви «Полночное небо» не работает, потому что невозможно симпатизировать героям, которые на протяжении всего экранного времени остаются нераскрытыми, отстраненными и включают эмоции лишь на последних минутах.
«Полночное небо» выглядит так, словно оно снималось ради одного-единственного сюжетного поворота, который раскрывается на последних минутах фильма. При этом он, по большому счету, уже был описан в официальном синопсисе картины (как же связаны судьбы Августина и одного из членов экипажа корабля? Хммм…), а понятен зрителю становится уже где-то на середине фильма. Если тот же «Интерстеллар» с его финальным сюжетном поворотом и идеей того, что любовь сильнее времени, хотя бы выглядел цельным произведением, то «Полночное небо» производит ощущение массы идей и концепций, сумбурно собранных вместе.
Сценарий получился, как минимум, очень занимательным и полным символизма. Вот только само кино вышло сухим и абсолютно безэмоциональным. В финальных сценах, плавно перетекающих в титры, зрителю показывают лишь рутинную работу двух членов экипажа на космическом корабле. Вот это ощущение рутины – это именно то впечатление, которое оставляет после себя весь фильм.
Павел Соломатин, InterMedia