Рецензия на фильм «Заступник»: Кто людям помогает, тот тратит время зря
Оценка: 7 из 10
Остросюжетный боевик «Заступник» выходит в российский прокат 4 февраля 2021 года . Режиссёр: Роберт Лоренц. В ролях: Лиам Нисон, Джейкоб Перес, Тереса Руис.
Бывший морпех Джим (Лиам Нисон) живет на ранчо, граничащим с Мексикой, занимаясь разведением скота. Места живописные, но регион неспокойный: картель то нелегально перевозит наркотики, то перегоняет чем-то проштрафившихся людей. Яркий пример — мексиканка Роза, брат которой что-то задолжал наркоторговцам, и теперь те пытаются отыграться на ней и ее сыне Мигеле, срочно сорвавшихся с насиженного места.
Беглецов обнаруживает бдительный Джим и пытается сдать их приграничной полиции. Однако бандитам удается опередить стражей порядка. Разворачивается перестрелка, в которой Роза гибнет, успев взять с Джима обещание позаботиться о ее сыне. И тот, как истинный солдат, берет мальчишку под опеку, еще не вполне понимая, чем для них это может обернуться.
«Заступник» - как глоток свежего воздуха среди модной кинопродукции, отравленной ядом неприкрытого феминизма и лукавой толерантности. Мир здесь четко поделен на заблудших Иванов, не помнящих родства, и бравых защитников отечества, для которых честь превыше всего. Не обошлось, конечно, без штампов, ведь преступники за что-то же преследуют несчастное семейство, которое наверняка себя успело запятнать. Но все это меркнет на фоне порядочности Джима, которая зачастую оборачивается против него же самого.
Знаменитое правило старухи Шапокляк «хорошими делами прославиться нельзя» в «Заступнике» оказывается особенно актуальным. В современном мире альтруизм наказуем вдвойне. И Джим, сделавший свой выбор по велению сердца, оказывается гоним буквально всеми — даже ребенком, которому он, вроде как, пытается спасти жизнь
Форма повествования в фильме выбрана весьма удачно. Роуд-муви с частым вкраплением перестрелок выглядит беспроигрышным вариантом. Об алогизме некоторых ситуаций как-то даже забываешь, невольно проникаясь их динамикой. К тому же фильм можно понимать и в аллегорическом ключе: герой Нисона не просто стережет рубежи родной страны, но и проходит свое собственное пограничье, пережив жизненную трагедию и крах всех надежд. В некоторых сценах ощутимы и его попытки перейти на темную сторону силы, которые можно отчасти оправдать эмоциональной нестабильностью. Столь же неоднозначными оказываются и характеры некоторых отрицательных персонажей.
На этом фоне становится яснее и общий замысел фильма. Непрофессиональные критики чаще всего упрекают создателей ленты в «безыдейности», но это мнение ошибочно. В декорациях боевика замаскирована знаменитая мысль Достоевского о том, что сердца людей — это поле битвы между Богом и Дьяволом. Отсюда — ребром поставленный вопрос о том, какая роль в этой извечной войне предназначена нашим детям, которые сызмальства привыкли к крови и смертям — пусть даже на телеэкране и мониторе компьютера. И хорошо, что в «Заступнике» эти важные акценты были расставлены правильно и, судя по всему, без малейших колебаний.
Денис Ступников, InterMedia