Рецензия на фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер»: Бесконечный Новый год
Оценка:8 из 10
Картина «Северный ветер» была показана в рамках Роттердамского кинофестиваля, в российский прокат фильм выходит 6 февраля 2021 года. Режиссёр и автор сценария: Рената Литвинова. В ролях: Рената Литвинова, Антон Шагин, Софья Эрнст, Галина Тюнина, Татьяна Пилецкая, Светлана Ходченкова, Никита Кукушкин и другие.
Миновало восемь долгих зим с тех пор, когда на экраны выходило последнее полнометражное творение Ренаты Литвиновой. За это время один из наиболее самобытных голосов отечественного кинематографа активно пробовал себя на поприще создания рекламных роликов и короткометражек. И вот в начале 2021-го февральский прокат и фестивальные подмостки (работа была отобрана в конкурс Роттердамского кинофестиваля) пронизывает «Северный ветер» — новое полнометражное кино Литвиновой, в очередной раз подтверждающее её яркое видение.
Сюжет может показаться для кого-то слишком твёрдым орешком, но если вы всё-таки постараетесь его раскусить, вникнув во все тонкости, разветвления и многообразие персонажей, то велик шанс получить крайне незабываемый опыт. Северным кланом Третьих Северных полей правит матриархат. Во главе – Вечная Алиса (Татьяна Пилецкая), но рассказ ведётся от лица её дочери – Маргариты (Рената Литвинова), готовящейся к свадьбе ей сына Бенедикта (Антон Шагин) и Фаины (Софья Эрнст). Большой клан собрался в огромном поместье, напоминающим средневековый замок, прямо под Новый год, чтобы всем вместе отпраздновать грядущее событие.
На богатом застолье также присутствуют сестра Маргариты Лотта (Галина Тюнина), её сводная дочь Фанни (Ульяна Добровольская) и кузен Борис (Максим Суханов). Все веселятся, выпивают, хвастаются своими причудливыми, но очень красивыми нарядами и не подозревают, что скоро прочное влияние матриархата даст трещину. С неожиданной смертью Фаины в поместье поселяется хаос, выгнать который не по силам даже Маргарите. Но она знает главную тайну их клана: рядом с особняком закопаны магические лунные часы, которые могут показывать 13-й и 25-й час. По легенде, передаваемой из поколения в поколение, именно в эти два часа можно совершить добровольный переход в страну мёртвых.
«Северный ветер» — это мечтательная сказка с, возможно, самым впечатляющим продакшеном в отечественном кино со времён монументального творения Алексея Германа «Трудно быть Богом». Художники-постановщики Сергей Февралев и Нина Васенина творят настоящую магию без использования компьютерных эффектов. Активно меняющиеся интерьеры поместья, вместе с декорациями, контрастом цветов, старинной мебелью, живописью на стенах превращают его в отдельного персонажа картины. Со временем праздничный, волшебный Хогвартс оборачивается в готический, на грани разрухи, ветхий дворец из «Багрового пика», тем самым подчёркивая не только ход времени, но паразитирующее на него влияние хаоса.
В это трудно поверить, но сценарий не является экранизаций чего-либо, это оригинальная идея самой Литвиновой, доведённая ею же до конца. «Северный ветер» похож на фильм Терри Гиллиама, который тот поставил по сценарию Луиса Бунюэля. Бунюэль как-то сказал об одной из своих картин, что её «лучшим разъяснением будет то, что никакого рационального разъяснения нет». Про работу Ренаты Литвиновой хочется сказать то же само: это загадочное и несуразное кино, по форме напоминающее тревожный, но завораживающе красивый сон. Как работы Киры Муратовой, которой «Северный ветер» и посвящён.
Гротескный пир, разворачивающийся на фоне новогодней ёлки, то и дело напоминает об «Ангеле-истребителе», где также особую роль играл исходящий смрад от жителей роскошного особняка. Происходящее на экране можно считать взрослой рождественской историей (читай: «Серебряные коньки» для тех, у кого есть вкус), можно интерпретировать как философскую притчу или даже как злую социальную сатиру. Неспроста одной из проблем, затрагиваемой картиной, является мужская слабость, побуждающая женщин брать на себя ответственность за испокон веков считающиеся «мужскими» обязанности.
Создавая музыкальные решения для своей картины, Литвинова в очередной раз поработала в тандеме с Земфирой, чья композиций «Злой человека» стала основной темой «Северного ветра». Грустные, задумчивые мотивы Земфиры прекрасно обрамляют события на экране, в которых, несмотря на буйство красок, невозможно отделить белое от чёрного. В чёрное, в основном, облачены герои, над костюмами которых прекрасно поработали Надежда Васильева и Наталья Иванова. Обычно редко хочется называть костюмеров по имени, рассуждая о фильме, но здесь, наоборот, хочется как можно больше внимания обратить на визуальное пиршество «Северного ветра» во всех его аспектах.
А ещё в фильме множество всяких зверушек – пушистые пудели, бойкая мышка, игривые котята, один статный олень и грациозный ворон, дающий прикурить Ренате Литвиновой. В самом прямом смысле этого слова.
Вадим Богданов, InterMedia