Рецензия на документальный фильм «Лето соула»: Questlove находит давно забытый ритм
Оценка: 7,5 из 10
Премьера документального фильма «Лето соула» состоялась на кинофестивале «Сандэнс» в конкурсной программе американского документального кино. Режиссёр: Амир-Халиб Томпсон. В ролях: Лин-Мануэль Миранда, Крис Рок, Стиви Уандер, Нина Симон и другие.
Картина получила гран-при кинофестиваля «Сандэнс» за лучший документальный фильм, а также приз зрительских симпатий.
Если есть за что нужно любить «Сандэнс» в первую очередь, так это за его документальные программы, в которых всегда есть где разгуляться. Вот, например, совершенно завораживающая документалка от известного и безмерно талантливого музыканта, участника the Roots Амира-Халиба Томпсона, он же Questlove, решившего дебютировать и на поприще кинематографа. Его фильм называется «Лето соула», или как оригинале: «Summer of Soul (…or, When the Revolution Could Not Be Televised), и рассказывает о лете 1969-го. В тот год много чего происходило в Америке, но для всех любителей музыки он стал знаковым по двум конкретным событиям: первое – собственно, фестиваль Вудсток, о котором слышал, наверное, каждый, а второе – фестиваль Harlem Culture, о котором сейчас уже не помнит практически никто.
Однако событие это было колоссальных масштабов, его посетили около 300 000 человек, подавляющее большинство которых были чернокожие. Впрочем, фестиваль так и продвигался – как «чёрный Вудсток». Для них Harlem Culture стал последним пристанищем, где можно было расслабиться, наслаждаться жизнью и беззаботно петь и танцевать. Фестиваль снимали на несколько камер, но никто не согласился транслировать эту запись – наоборот, все плёнки тут же запрятали куда подальше. Их держали под замком на протяжении 50 лет, пока, собственно, Амир-Халиб Томпсон не использовать их как основу для своего дебютного фильма. Получилось очень атмосферно.
«Лето соула» — наполовину фильм-концерт, наполовину документ времени. Questlove выхватил раритетные выступления Би Би Кинга, the 5th Dimension и Стиви Уандера, от души наяривающего барабанное соло. Естественно, вместе с рассказом контекста фестиваля через призму лет (среди интервьюируемых – Лин-Мануэль Миранда, Крис Рок и непосредственно очевидцы событий) там много архивного футажа, где люди поют в едином порыве со своими кумирами, и любоваться этими кадрами – одно удовольствие. Глядя на такую утопию, истинно веришь в целительную силу музыки. Если после просмотра «Лаверс рок» Стива МакКуина вы ещё неделю пританцовывали и желали продолжения вечеринки, то эта картина определённо для вас.
Вадим Богданов,InterMedia