постер к фильму

Рецензия на фильм «Нос, или Заговор «не таких»»: Сумбур вместо кино

Оценка: 6 из 10

Полнометражный мультфильм «Нос, или Заговор «не таких»» выходит в российский прокат 11 марта 2021 года. Режиссер: Андрей Хржановский. В ролях: Чулпан Хаматова, Леонид Федоров, Кама Гинкас и другие.

Самолет «Николай Гоголь» отправляется в свой очередной рейс. Все кресла комфортабельного салона оснащены экранами, на которые можно себе вывести практически любой фильм на выбор. Пассажиры оживленно обсуждают всевозможные рейтинги вроде «100 лучших фильмов всех времен и народов», отдавая предпочтение «Ивану Грозному», «Броненосцу Потемкину» и «Мимино».

По мере того, как находящиеся в полете зрители засыпают, их начинают одолевать сюрреалистические сны. В первом сновидении Дмитрий Шостакович cтавит оперу по повести Гоголя «Нос». Во втором Иосиф Сталин пытается закружиться с Михаилом Булгаковым, но в итоге едет со свитой в театр и устраивает там новаторам разгром. В третьем сне все тот же Шостакович, обескураженный травлей властей, представляет памфлет «Антиформалистический раёк».

Знаменитый мультипликатор Андрей Хржановский задумал экранизировать оперу Шостаковича «Нос» еще в 1968 году. Одобрением мэтра режиссеру удалось заручиться сразу, но вот осуществление замысла растянулось на несколько десятилетий. За это время открывались все новые факты на тему драматичных взаимоотношений художников и власти, которые наслаивались на изначальную задумку.

В итоге лайнер «Николай Гоголь» отлично рифмуется с печально известным «философским пароходом», на котором Владимир Ленин выслал в начале 20-х за рубеж российских мыслителей. У Хржановского свои предпочтения, но пассажиров самолета Чулпан Хаматову, Леонида Федорова и Каму Гинкаса, с одной стороны, и населяющих их сны Михаила Булгакова и Дмитрия Шостаковича, с другой, роднят непростые отношения с государственной машиной.

Не сразу приходит понимание, причем тут Гоголь — да еще и с «Носом». Но фильм Хржановского – это одновременно и ода русскому авангарду, и схематичное обнажение излюбленных приемов данного направления. Не секрет, что авангардное искусство занимается расщеплением реальности на монады с тем, чтобы затем пересобрать ее в новом — более совершенном — порядке. В этом плане потеря майором Ковалевым носа может восприниматься не как трагедия, а как обретение некой новой точки отсчета (гладкое, как блин, лицо) с последующей возможностью личной перезагрузки. При этом отделившийся от своего носителя нос в итоге превращается в фильме в символ тоталитарной тирании, выработавшей острый собачий нюх на все непривычные веяния в культуре.

«Сумбур вместо музыки» - этот газетный штамп сталинской поры Хржановский пытается разоблачить, но у него самого получается сумбур вместо кино. Торжество коллажной техники не позволяет режиссеру подняться над схваткой. Ведь «Нос, или Заговор «не таких»» сплошь состоит из склеек. Если сценарий Юрия Арабова фактически целиком смонтирован из оперы Шостаковича по Гоголю, воспоминаний Елены Булгаковой, дневников Евгения Шварца и «Антиформалистического райка», то визуальный ряд собран не только из фрагментов отчасти перечисленной выше киноклассики, но и полотен Ильи Репина, Павла Федотова, Казимира Малевича, Бориса Кустодиева и многих других живописцев. Мелькают даже документальные кадры с Владимиром Путиным, уточняющим у Владимира Мединского судьбу миллиарда, выделенного для Крыма. При этом лента вышла при поддержке Министерства культуры РФ, так что постмодернистский релятивизм царит и здесь.

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости