кадр из фильма

Рецензия на фильм «По соседству»: Окно во двор Даниэля Брюля

Оценка: 7 из 10

Премьера камерной драмы «По соседству» состоялась в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля 2021 года. Режиссёр: Даниэль Брюль. В ролях: Даниэль Брюль, Петер Курт, Рик Эверман, Вики Крипс и другие.

Даниэль Брюль за свою длинную, разнообразную актёрскую карьеру показал себя, кажется, со всех сторон, что у него есть: мы видели его и в немецких комедиях, и в интернациональных боевиках, и в голливудских блокбастерах. Он пробовал себя в различных жанрах, снимался под руководством множества талантливых режиссёров, чьи подходы зачастую особо заразительны (Тарантино в частности), поэтому неудивительно, что Брюль рано или поздно сам решил снимать кино. И факт того, что его дебют взяли в основной конкурс Берлинского кинофестиваля, как минимум знаменует вполне успешный старт режиссёрской карьеры.

Как бы часто лицо Брюля не мелькало в крупных международных продукциях, он всегда был и будет сыном Германии (хоть и родившись в Испании), активно продвигающим национальный кинематограф, ценности и историю страны. Отсюда неудивительно, что «По соседству» он снял в Берлине, на немецком языке и со сценарием, половина которого посвящена разговорам о прошлом, будущем и всем, что между, современной Германии. По жанру вообще сюрприз – замкнутый мета-триллер, разыгранный с театральным пафосом и хичкоковскими акцентами.

Актёр Даниэль Брюль, исполнивший роль злодея в кинокомиксе Marvel «Первый мститель: Противостояние», играет актёра Даниэля, который готовится к самому важному в своей жизни прослушиванию на роль в большом и секретном супергеройском фильме. Он живёт в роскошном лофте в районе Пренцлауэр-Берг, который после падения Cтены стал одним из самых модных и прогрессивных мест в стране, носит дорогую одежду, уже давно привык к успеху и теперь купается в его плодах. Пока жена сладко спит, показывая из-под одеяла лишь свою пяточку, Даниэль собирает чемодан, надевает костюм, повторяет заученный текст своей роли и потихоньку отправляется в аэропорт для короткого перелёта в Лондон. Но перед этим он решает заскочить в небольшой местный бар, чтобы выпить чашечку кофе.

В этом баре и проходит основное действие фильма. По большей части участвуют двое – сам Даниэль и местный житель Бруно (великолепный Петер Курт, который не так давно блистал в роли другого Бруно у Томаса Штубера в драме «Между рядами»). Второй – персонаж максимально колоритный, он часто захаживает в этот бар, знаком с этим районом ещё со времён ГДР, а ещё хорошо знает Даниэля – не только по его фильмам, но и как человека, являясь консьержем в его доме.

Поначалу тон фильма отличительно комедийный: невооружённым глазом заметно, как Брюль иронизирует над самим с собой, студийной системой (там, например, есть сцена, где он звонит своему агенту и пытается узнать, как его персонаж связан с другим упоминаемым в диалоге, но ему отвечают, что это суперсекретная информация) и собственной узнаваемостью на улицах. Постепенно тон начинает меняться, когда мы понимаем, что Бруно прекрасно осведомлён в фильмографии неожиданного собеседника. Вот только ему не нравится ни одна из его работ, и особенно фильм про Штази, мол, уж очень неправдоподобно. А затем колкие разборы карьеры актёра и остроумные рассуждения на тему «двух Берлинов» откровенно переходят на территорию «Окна во двор» Хичкока, что в целом неожиданно, но скорее портит общее впечатление от фильма.

Портит не потому, что переход слишком резкий. Ровно с этого момента «По соседству, во-первых, теряет всю связь с реальностью (прощай, приставка «мета»), а во-вторых, начинает старательно и не очень умело изобретать велосипед. Проблема замкнутых триллеров в том, что в них зачастую не попадает воздух. А если ещё драматические конструкции начинают искусственно усложняться не самым изобретательным путём, становится совсем уж душно. Однако сценарий всё-таки писал Дэниэл Кельманн, новеллист и драматург, с которым Брюль познакомился во время производства телевизионной постановки «Я и Камински» в 2015 году.

К самому же Брюлю претензий минимум: режиссура очень грамотная, чёткая, не нагромождённая (чем обычно страдают «насмотревшиеся» дебютанты), как актёр он и вовсе безупречен. Хотя, конечно, главная звезда тут всё-таки Курт, чьё наличие в фильме можно смело считать настоящей удачей Даниэля Брюля. «По соседству» — достойное пополнение коллекции камерных театрализованных фильмов, чьи сценарные недостатки с лихвой компенсируются отличными актёрскими работами.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости