постер к сериалу

Рецензия на сериал «Угрюм-река»: Деньги — это сила, деньги чувствую нутром

Оценка: 7 из 10

Исторический сериал «Угрюм-река» вышел на Первом канале 9 марта 2021 года. Режиссер: Юрий Мороз. В ролях: Александр Горбатов, Юлия Пересильд, Александр Балуев, Александр Яценко, Роман Мадянов, Дарья Мороз, Виталий Кищенко и другие.

1896 год, Иркутская губерния. Умирает старый купец Данила Громов и кается в разбойничьем прошлом. Его сына Петра (Александр Балуев) интересуют, однако, не столько прегрешения папаши, сколько судьба наворованного им золота. И глава династии не обманывает самых смелых ожиданий отпрыска, сообщая ему точное местонахождение клада. Вместо того чтобы слать за священником, Петр сломя голову отправляется в лес и быстро обнаруживает искомое.

Свалившиеся на семейство Громовых богатство отнюдь не проносят им счастья. Отец и сын начинают отчаянно соперничать за роковую красавицу Анфису (Юлия Пересильд), имеющую, как говорят, темное прошлое. В итоге Громов-младший отправляется по заведомо абсурдному заданию отца покорять Угрюм-реку — и возвращается из этого опасного путешествия совершенно иным человеком — изворотливым, циничным и расчетливым.

«Угрюм-река» - вершинное произведение беллетриста Вячеслава Шишкова, стоявшее на почетном месте в книжных шкафах практически каждой советской семьи 30-50 лет назад. Благодаря этому обстоятельству автор был возведен в ранг неприкосновенных небожителей. Эта репутация была подкреплена четырехсерийным фильмом 1968 года. Но так ли уж совершенен первоисточник?

В первые пару десятилетий прошлого века Вячеслав Шишков ездил в экспедиции по Сибири, собрав там добрую сотню фольклорных произведений. Их прихотливый микс должен был стать своеобразным ответом семейной саге «Дело Артамоновых» Максима Горького, но главный пролетарский писатель этого оммажа так и не оценил. По мнению Горького, Шишкова подвело желание говорить о смене социально-экономических парадигм языком авантюрного романа.

Присущий «Угрюм-реке» китч оказался не так ощутим в экранизации 1968 года, но книга здесь опять же ни при чем. Советские кинематографисты славились своим умением превращать довольно блеклые литературные произведения в настоящие шедевры. Вспомним, например, что сотворил Леонид Гайдай из проходного водевиля Михаила Булгакова «Иван Васильевич», конъюнктурно прославлявшего к тому же «реабилитированного» Иосифом Сталиным Иоанна Грозного!

Сегодня таких чудес ждать уже не приходится. Современные Вячеславу Шишкову критики усматривали в его «Угрюм-реке» лубок, в точности такой же получилась и новая экранизация романа. Словно намалеванные на полотнах Бориса Кустодиева заснеженные избенки, масленичные гуляния с не благословленными церковью «бесовскими» масками, аляповатые костюмы, былинные пейзажи... В поведении героев тоже всего чрезмерно, наотмашь и навзрыд. Ну а как еще прикажете изображать страсти в духе романов Достоевского, насильно втиснутые в прокрустово ложе сибирской глубинки и потому подвергшиеся жуткой профанации?

Юлия Пересильд в роли «иркутской Настасьи Филипповны» Анфисы смотрится вполне себе аутентично. Александр Балуев похож на сюрреалистического боярина из «Даунхауса» Романа Качанова. Получается такой постмодерн в кубе, что, кажется, отлично прочувствовал серьезный актер Александр Яценко, превративший приказчика Илью в немыслимо жеманного гаера. Служащие своеобразным знаком качества Роман Мадянов и Наталья Суркова не дают фильму окончательно скатиться в балаган, привнося необходимую толику драматизма и подлинности.

При прочих равных, новая «Угрюм-река» умудряется ответить на два главных вопроса: почему в России допустили революцию и откуда пошел наш дикий капитализм. Глядя на развешивающих оплеуху участников пасхального крестного хода, понимаешь, что добром это (в глобальном смысле) закончиться и не могло. А в судьбах трех поколений Громовых явственно прослеживаются три стадии постсоветского капитализма: нахрапистый грабеж 90-х, железная хватка нулевых и просчитанный до мелочей, сопоставимый с дьявольским контрактом девиз «деньги — это сила, деньги чувствую нутром» десятых…

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости