постер к фильму

Рецензия на фильм Ильи Найшуллера «Никто»: Если бы речь шла о моей семье…

Оценка: 8 из 10

Боевик «Никто» выходит в российский прокат 18 марта 2021 года. Режиссёр: Илья Найшуллер. В ролях: Боб Оденкёрк, Конни Нильсен, Кристофер Ллойд, Алексей Серебряков, Александр Паль,RZA и другие.

Признавайтесь, скучали? По чему? Да по старым добрым разухабистым боевикам, исполненным по лекалам славных 90-х, где и с юмором всё в порядке, и за героем хочется пройти огонь, воду с медными трубами, и экшен поставлен так, что от адреналина подскакиваешь в кресле. А если всё это ещё урвать на большом экране, зачерствевшем от нехватки качественного зрелища за последний год? Добавить туда запредельный уровень брутальности, не идти на уступки современных голливудских тенденций, разбавить захватывающий видеоряд нетленным сюжетом про семейные ценности? И вот перед нами рецепт боевика мечты, по которому безудержный клипмейкер и ещё более безбашенный режиссёр Илья Найшуллер снял свой второй полнометражный фильм – «Никто» с Бобом Оденкёрком в главной роли.

Хатч Мэнселл (Оденкёрк) живёт ничем не примечательной жизнью, погрязнув в будничной рутине: проснуться, выкинуть мусор, приготовить завтрак семье, отправиться на работу возиться с цифрами, вернуться запоздно, когда жена уже сладко спит. С понедельника по пятницу Хатч проживает свой собственный день сурка, в котором ни намёка на сказочность происходящего. Однажды ночью к ним в дом врываются двое грабителей, и пока на одного из них напал сын-подросток, Хатч выхватывает клюшку для гольфа, но в последний момент опускает её. Всё заканчивается хорошо, грабители убегают, прихватив горстку налички, но в воздухе повис один вопрос – почему отец семейства не ударил грабителя?

Этот семейный конфуз, отчасти напоминающий завязку комичной ленты Рубена Эстлунда «Форс-мажор», где отец семейства, отдыхающего в Альпах, струсил приближения лавины, чем запустил целую реакцию семейных разбирательств. Здесь же, впрочем, особых пертурбаций не следует. Сын и до этого выдел в отце скучного, серого человека, который служил каким-то там заурядным «аудитором» и, мол, даже оружия в руки никогда не держал. Жена (Конни Нильсен) тоже, кажется, охладела к мужу задолго до инцидента с вторжением. Лишь младшая дочурка души не чает в папе, чем сильно вдохновляет Хатча. И когда он понимает, что похитители, возможно, ненароком прихватили с собой её любимый браслет с котиками, Хатч решает вернуть его во что бы то ни стало.

«Никто» родился из реального случая проникновения в дом, случившегося с Бобом Оденкёрком много лет назад. Тогда полицейский, приехавший на вызов, обронил одну тревожную фразу, перекочевавшую в фильм и ставшую его отправной точкой: «Если бы речь шла о моей семье…». Дальше Оденкёрк задумался, что же могло заставить человека опустить условную клюшку для гольфа, когда его семье угрожала опасность. Проект долго мариновался, пока сценарием не занялся Дерек Колстад, написавший однажды «Джона Уика». С «Уиком» фильм Найшуллера будут сравнивать настойчиво, хотя «Никто» скорее ловко заигрывает с фанбазой боевика с Киану Ривзом некоторой манерой съёмки экшена и якобы бескомпромиссным профессионалом в центре истории. Как только зритель увидит общую картину, сразу станет понятно, что у картин совершенно разные траектории.

У Найшуллера преобладают семейные сцены, устанавливающие важную динамику для фильма в целом. Любимая дочка приходит к Хатчу в гараж, стены которого украшены постером «Печати зла» Уэллса, чтобы выразить поддержку после нелёгкой ночи и встречи с грабителями. Хатч навещает мирно смотрящего старые вестерны отца (Кристофер Ллойд уже давно не был так хорош), поддерживает связь с братом и всеми силами старается наладить отношения с женой, которые, как мы видим по закрывающей сцене, крайне важны для героя.

«Хардкор» был русско-американской копродукцией, но ощущался как снятый на улицах Москвы боевик с голливудской натурой. Здесь всё кажется наоборот: перед нами американский боевик, но с отчётливо выраженной русской душой и да вообще с ощущением, что снято будто бы больше под русского зрителя, нежели западного. Здесь и юмор какой-то «наш» («не знал, что бывают чёрные русские»), и герой, затюканный жизнью терпила средних лет, странным образом чувствуется родным, и, конечно же, колоритные камео российских актёров запоминаются (чего стоит только Паль в роли гопника с надписью «Кавказ» на футболке).

Сюжет «Никто» закручивается не вокруг браслетика с котиками, простите, «БРАСЛЕТИКА С КОТИКАМИ, МАТЬ ВАШУ», цитируя фразу Хатча, которая обязательно станет крылатой, а вокруг своеобразного нервного срыва героя, повлекшего за собой лобовое столкновение с опасным русским гангстером. И первое появление на экране главного злодея попросту не может быть лучше. Длинным, скрупулёзно снятым планом, напоминающим проходку Рэя Лиотты по клубу Копакабана в «Славных парнях», Алексей Серебряков в блестящем пиджаке и с горящими глазами врывается на сцену с песней «Милый мой бухгалтер», пританцовывая на манер Брюса Уиллиса в финале «Последнего бойскаута». И это ещё не всё, чем запомнится Серебряков у Найшуллера, ибо у них действительно получился отпадный злодей-психопат, вырывающийся из оков стереотипных бэд крейзи рашнс ин американ мувис.

Сценарий Колстада – настоящий чернозём для любого из актёров, приглашённых на более-менее значимые роли. Нильсен, Риза, Серебряков, Ллойд прописаны так, что любой бы на их месте, прочитав сценарий, воскликнул: «Хочу!». Казалось бы, здесь нет прямо-таки звёзд первой величины, как, например, в перегруженных «Неудержимых» (не совсем корректное сравнение из-за разности бюджетов, но тем не менее), зато любой из актёров «Никто» получает свой собственный звёздный час. Особенно когда речь заходит об экшене.

Экшен у Найшуллера как всегда – главное блюдо. Если погони, то снятые с таким стилем, что икать начнёт Николас Виндинг Рёфн. Если рукопашный бой, то настолько суровый, вязкий, кровавый и реалистичный, что сразу вспоминаются эталонные корейские боевики, а сцена в автобусе ещё и «Рейду» мягко помахивает. С перестрелками в замкнутых пространствах здесь тоже всё отлично: финальная разборка вообще приятно так напоминает культовый эпизод в полицейском участке из «Круто сваренных» Джона Ву. А ещё всё это приправлено драйвовым саундтреком в лучших традициях Джеймса Ганна, что автоматически возводит «Никто» в ранг лучших боевиков последних лет.

Кому-то Боб Оденкёрк может показаться странным выбором на роль звезды боевиков (хотя справедливо отметить, его никто не выбирал, ибо это его проект изначально) – не хватает харизмы, да и вообще привычнее его видеть в пиджаке и оранжевом галстуке, нежели пересчитывающим зубы и рёбра гопникам в автобусе. Однако в этом же и фишка фильма, в заголовке у нас всё-таки не «Крепкий орешек», хотя здесь Оденкёрк ничуть не уступает по крутизне Уиллису образца того времени, когда «боевик с Брюсом Уиллисом» был отдельным жанром, а не как сейчас – фактом третьесортного кино. И вот у «Никто» ДНК именно того забытого жанра, когда Макклейн лазил по вентиляции небоскрёба, Ривз пытался остановить заминированный автобус, а Сигал в одиночку зачищал морское судно от террористов. Кому нужен такой олдскул в 2021-м, кто-то обязательно спросит? Найшуллер даёт чёткий ответ: ничто так не прочищает мозг как пуля и качественно снятый боевик, уносящий зрителя в полтора часа самозабвенного драйва.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости