Рецензия на документальный фильм «Смелость»: Театр протеста
Оценка: 8 из 10
Премьера документального фильма «Смелость» состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля 2021 года. Режиссёр: Алексей Полуян. В ролях: Марьяна Якубович, Павел Хараднизкий, Денис Тарасенка.
Белорусский документальный фильм «Смелость» режиссёра Алексея Полуяна рассказывает о лете 2020-го, когда в его родной стране проходили мирные народные восстания, вызванные недовольством общества очередными президентскими выборами. Однако кино всё же является достаточно интимным портретом трёх конкретных людей – Марьяны, Павла и Дениса, актёров подпольного «Белорусского свободного театра», официально запрещённого администрацией Александра Лукашенко.
Все трое имеют активную гражданскую позицию, поэтому неудивительно, что вместе с камерой зритель встречает их в самой гуще массовых протестов. Мы наблюдаем за тем, как мирная толпа людей шагает по широким улицам Минска, люди жаждут перемен и надеются на свободу и справедливость, однако встречают не самый радушный приём органов правопорядка. С улиц мы переносимся в квартиры наших героев, которые заняты самыми обычными делами: пьют кофе на кухне, смотрят в окно, рассуждают о будущем. Отнюдь не всегда речь заходит о политической ситуации в стране, Алексей Полуян не стремится быть конъектурным публицистом, его цель – сделать документ времени, передать настоящие чувства и мысли своих персонажей.
В «Смелости» нет никаких интервью или кадров хроники, это скорее иммерсивный опыт, когда герои, не замечая присутствия камеры, живут своей жизнью и заняты насущными проблемами. Например, новой театральной постановкой, которая носит предсказуемо оппозиционный характер. Полуян остроумно замещает кадры настоящих случаев насилия над митингующими (которые многие могли видеть в интернете) аскетичной театральной постановкой, которая эмоционально работает даже сильнее, чем очередные кадры полицейского беспредела на улицах, которые мы видели уже несчётное количество раз в сотне других фильмов из самых разных стран.
Документальная манера Полуяна напоминает одновременно и подход Виталия Манского, и Роберто Минервини – у обоих документалистов есть политические работы про режимы и уличные беспорядки, но и у того и у другого своя собственная методика съёмки. Общая черта – аутентичность момента, умение в общем отыскать «прекрасное» частное. И эту особенность Алексей Полуян наследует крайне уверенно.
В одной из самых эмоциональных сцен фильма мы наблюдаем за тем, как огромная толпа мирно шагает к зданию парламента. Внезапно из него выбегает огромного количество военных, чётко давая понять, что ни одного политика там не осталось. Затем несколько женщин подходят к молодым солдатам и вручают им цветы, и солдаты, которым лет по 20, внезапно начинают их принимать. Женщины тут же со слезами на глазах бросаются обнимать с головы до ног обвешенных бронёй и оружием юнцов, у которых, как Полуян мастеровито выхватывает камерой, глаза тоже на мокром месте. В какой-то момент зритель вместе с теми людьми на секунду задумывается, а что если это тот самый переломный момент, что если теперь всё будет иначе, и сила станет на их сторону.
«Смелость» в конечном счёте не столько кино, документирующее протесты в Беларуси летом 2020-го, сколько высказывание на тему того, насколько важна артисту свобода самовыражения. И как трудно её добиться в стране с политической ситуацией, сравнимой с той, что находится под руководством Лукашенко. Алексей Полуян не стремится спровоцировать зрителя, не кидается обвинениями и не призывает людей к бунту, наоборот, его кино на грани поэтичного рассказа-рассуждения воспевает универсальные ценности, такие как демократия, свобода слова и вера в лучшее будущее для своих детей, важность борьбы за которые обязательно найдёт отклик не только у белорусского народа.
Вадим Богданов, InterMedia