Рецензия: «Кино» - «Кино в Севкабеле»
2021, Цой А.В.
Оценка: 8,5 из 10.
Концепция проекта — «показать, каким выступление группы «Кино» может быть в XXI веке, с хорошим современным звуком и сценическим продакшном». Инициатором «возрождения» «Кино» стал сын Виктора Цоя Александр, который придумал обезоруживающее объяснение: он никогда не видел отцовскую группу на сцене - Виктор Цой погиб, когда Саше едва исполнилось пять лет. Теперь пришла пора это исправить. Вопросы, кто же будет петь, Саша Цой сразу же решительно отмёл, заявив, что музыканты будут играть под голос отца (отреставрированный с учётом современных требований). Состав группы при этом был обещан почти классический - с Юрием Каспаряном, который за эти годы дорос до Георгия, и Игорем Тихомировым, ради воссоединения вновь взявшего в руки позаброшенную бас-гитару. Правда, объявленным громким концертам на больших столичных площадках пока помешала состояться пандемия - они всё время переносятся, но энергичный Александр Викторович решил пока выпустить с помощью краудфандинга фильм-концерт и концертный альбом, заранее показывающие, что зрители получат на будущих больших шоу. «Кино в Севкабеле» - это запись специального концерта, состоявшегося в январе 2021 года в Санкт-Петербурге. Попасть на него могли только «акционеры» краудфандинговой кампании, но их собралось достаточно, чтобы обеспечить мощную поддержку и при этом не отвлекать от происходящего чуда - технически совершенного концерта группы «Кино», состоявшегося через 30 лет после гибели солиста.
К Саше Цою можно относиться по-разному - например, удивляться, почему мощный интерес к наследию отца у него возник только в тридцать с хвостиком. И в его борьбе с автором фильма «Цой» Алексея Учителя далеко не все были на стороне Александра, писавшего в инстанции письма с требованием приструнить режиссёра. Да и в идее воссоздания «Кино» многие увидели лишь коммерческий расчёт и стремление монетизировать народную ностальгию по «последнему герою». Но надо отдать Александру Викторовичу должное - проект получился очень достойным, и сохранив дух песен Цоя, и выведя их на новый технический уровень.
Давно знакомые музыкальные партии приобретают на альбоме новый объём и звучание, да и голос Цоя звучит хоть и аутентично, но как-то свежо - видимо, впервые избавившись от флёра кассетно-винилового шуршания. Виктор присутствует на сцене почти незримо: продюсеры проекта не стали мастерить голограмму (которые пока выглядят карикатурно) и даже отказались он синхронизирования голоса Цоя с его изображением. Концерт проходит под специальный видеоряд, отчасти абстрактный, отчасти сюжетный, а кадры с участием Виктора появляются время от времени. В этом видится символичность: никто не делает вид, что Цой с нами, вместе с тем есть его голос, а иногда откуда-то сверху появляется и видеозапись.
Фильм-концерт начинается очень мощно - с «Песни без слов», «Мама, мы все тяжело больны» со знаменитым басовым вступлением и «В наших глазах». Эти композиции сразу зажигают зал и показывают стадионный потенциал проекта. В программу, достаточно равномерно составленную из песен с разных альбомов «Кино» также вошли некоторые ранние композиции, и они такого мощного ощущения не оставляют. В годы триумфальных выступлений «Кино» «Электричка» и «Бездельник» на стадионах не звучали, оставаясь камерным кассетным достоянием поклонников. Тем не менее Саша Цой пофантазировал, как они могли бы выглядеть на «концертах «Кино» XXI века», и не нам с ним спорить. Всего в программу вошло 15 песен, и не все хиты-боевики в неё поместились, но ясно, что группе не составит труда составить сет-лист так, чтобы восторги накатывали на публику волнообразно. И «Мама-анархия» в качестве энергичной коды смотрится вполне органично.
Алексей Мажаев, InterMedia