Как использовать произведения искусства в рекламе и книгах, рассказали на ярмарке non/fictio№22
Сессия «Права авторов произведений изобразительного искусства в издательской деятельности и рекламе» состоялась 25 марта 2021 года в рамках Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№22. Главной темой стало легальное использование на страницах книг изображений произведений изобразительного искусства.
В сессии приняли участие директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес (на фото) и руководитель отдела по работе с плательщиками УПРАВИС Алексей Кисточкин.
За последние два года УПРАВИС договорилась со всеми крупными издательствами России — теперь они регулярно предоставляют данные об использовании изображений произведений изобразительного искусства в своих книгах после выплаты вознаграждения автору или правообладателю. Но тем не менее в управлении правами на произведения искусства остается много нерешенных проблем.
В частности, возникают сложности при оформлении наследства на объекты авторского права. По словам Эрика Вальдес-Мартинеса, в России пока еще не сформировалась устойчивая правовая культура и в большинстве случаев наследники не включают в наследственную массу интеллектуальную собственность:
- Права наследования авторских прав оформить можно, но наша практика показывает, что здесь каждый случай уникален. По конкретному автору и его наследникам возникает много вопросов. В частности, если лицо унаследует какое-либо материальное имущество, например квартиру или машину, но при этом не оформляет в качестве наследства интеллектуальные права на произведения умершего автора. Позже в таких случаях можно у того же нотариуса дооформить права на интеллектуальную собственность наследодателя, если, конечно, этими правами никто другой к тому моменту не владеет.
Значительная часть использования произведений искусства приходится на рекламные печатные материалы. Представителями УПРАВИС было отмечено, что в каждом случае необходимо определить, используются ли эти материалы в коммерческих целях:
- Существует разница между рекламным значением использования произведений и теми случаями, когда произведения используются в качестве анонса планируемых и проводимых мероприятий, например выставок. В соответствии с законом, если произведение используется в новостном контенте для анонсов проводимых мероприятий, тогда согласия правообладателей не требуется. Но в случае, если эта демонстрация имеет своей целью рекламу проводимого события, где будет взиматься плата за билеты, либо будет реализовываться продукция данного организатора, либо преследоваться другие коммерческие цели, то необходимо заключать договор с правообладателем.
Эрик Вальдес-Мартинес отметил, что очень много музеев и организаторы выставок обращаются в УПРАВИС для получения лицензии на коммерческое использование произведений. В число объектов лицензирования входят каталоги выставки, где демонстрируются произведения из разных коллекций, сувенирная продукция, магниты, календари, блокноты, ручки, майки, футболки, а также рекламная продукция, баннеры, раздаточные материалы, буклеты, постеры и т.д.
Участники сессии также рассказали о случаях, когда требуется дополнительное лицензирование. После заключения договора на использование произведения искусства издатели публикуют фотографии книги на своем сайте или в социальных сетях.
Когда в интернете демонстрируются страницы книги с изображениями произведений искусства, это является дополнительным видом использования — так называемое воспроизведение и доведение до всеобщего сведения в сети Интернет. Руководитель УПРАВИС подчеркнул, что обложку книги демонстрировать в интернете закон не запрещает, но для показа ее содержимого необходимо заключать дополнительный договор с правообладателем:
- Мы прекрасно понимаем желание прорекламировать книгу в интернете, но нужно учитывать требования законодательства. Поэтому мы всегда рекомендуем издателю делать текстовую аннотацию с перечислением авторов, чьи работы размещены в книге, вместо того чтобы размещать изображения отдельных страниц. Лицензионный договор на демонстрацию в сети Интернет зачастую будет стоить дороже, чем лицензионный договор на само печатное издание.
В завершение сессии Эрик Вальдес-Мартинес заявил, что как издателям, так и правообладателям необходимо участие организации-посредника в управлении правами, переговорах об использовании произведения и заключении лицензионного договора. Соблюдение законодательства об авторском праве и грамотная коммерциализация интеллектуальной собственности принесут выгоду всем игрокам рынка.
Пресс-служба Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС): pressa@upravis.ru, +7 (495) 710-7068