Рецензия на книгу Елены Барбаш «Ева и ее братья»: когда психолог - рок-н-рольщик и немного подпольщик
На заре своей молодости Лена Барбаш зажигала, выпуская забойные рок-боевики “Настроения нет”, “Птица” и “На Север!”. Клип на последнюю композицию наделал шуму - он был настолько провокационный, что телеканалы отказывались пускать его в эфир. Еще бы, персонажами ролика стали Борис Ельцин, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Григорий Явлинский, Евгений Примаков, Юрий Лужков, Билл Клинтон со своими двумя дамами Хиллари и Моникой - пусть и анимационные, пластилиновые. В этом клипе даже была сцена, где Примаков выдергивает стул из-под Ельцина, она-то скорее всего и смутила телевизионщиков и не прошла “негласную цензуру”.
Посмотрите этот клип. Посмотрели?
Вы удивитесь, кто Елена Барбаш сейчас. По первому образованию она физик-теоретик, по второму - психолог. На этом поприще она добилась большого успеха, стала специалистом с именем, на прием к которому выстраиваются очереди. Но вот дух бунтарства и авантюризма никуда не делся, можно вывести человека из рок-тусовки, но рок из человека не “выветрится” никогда.
Елена Барбаш за время своей почти двадцатилетней карьеры написала много книг на профессиональные психологические темы. Но сейчас она обратилась к художественной литературе: выпустила дебютный роман - исторический триллер “Ева и ее братья”. Работа над произведением велась долгих двенадцать лет, автора терзали сомнения, и она не решалась подступиться к сложному материалу.
Один из главные героев - “оборонный король”, гендиректор большого оружейного предприятия Александр Коньков. Этот персонаж прописан на основе реальной истории из жизни автора. Она была свидетелем того, как одного из таких людей “выдавливали” с рынка самыми непристойными методами. Но все же позицию оружейника по многим вопросам Елена Барбаш не разделяет, и поэтому ей нужно было ввести в повествование героев “в противовес” Конькову, которые вступают с ним в полемику. Ими оказались журналистка Ева Громова и агент Моссада Моше Этттингер. Непростые взаимоотношения между этими людьми и легли в основу сюжета, который разворачивается на фоне драматичных событий разных эпох - от Кишиневских погромов 1903 года до Чеченской и Второй ливанской войн.
Книга захватывающая, хотя и музыка там совсем не звучит. А вот дух рок-н-ролла (имеется в виду не жанр, а стиль жизни, вызов, дерзость и дух авантюризма) так и рвется наружу. Вулкан Фаградальсфьядль в Исландии спал 800 лет, а дух бунтарства в Елене Барбаш - лет 15, но вот в книге он вырвался на поверхность.
И мы постарались дополнить роман, предложив свой ассоциативный саундтрек.
Главная героиня романа - Ева Громова считала саму себя “мутанткой” и удивительным гибридом двух разновидовых особей. Ева получила блестящее образование на историческом факультете МГУ, рано вышла замуж за богача-афериста. Некоторое время в ее жизни был рай - обожание со стороны мужа Лелика, тонны мужского внимания и восхищенные взгляды, беззаботная жизнь в роскоши. Но затем все изменилось коренным образом. Ева стала военной журналисткой и обозревательницей по воле злого рока - после потери семьи. Это и стало отправной точкой ее истории.
Даже когда Ева потеряла все, она сохранила свое природное обаяние. Копна медно-рыжих волос - символ ее страстной натуры и либидо, объект притяжения мужчин.
“Every inch of your skin, is a Holy Grail I've gotta find
Only you can set my heart on fire, on fire”.
Эта песня - тема главной героини, она как нельзя лучше отражает ее страстный характер, увлекающуюся натуру. Ева пришла в этот мир с установкой, что все будут ее любить, падут к ее ногам, а она вправе выбирать. Страшная семейная трагедия - смерть сына - не душит в ней пылкость. Именно для такой героини встанет вопрос ребром - как любить двоих одновременно? Может ли она испытывать романтические чувства и влечение к человеку, зная, что тот причиняет зло? Стоит ли эта тяга над моралью, над всеми общечеловеческими ценностями? Ева способна раствориться в любви или сгореть в ней - главное, без остатка.
Жуткой и таинственной, но при этом легендарной и монументальной музыкой можно охарактеризовать сцены Кишиневского погрома, Чеченской и Второй ливанской войны. Эта музыка несет за собой определенный кинематографический шлейф эпической трагедии, не раз звучала в военных фильмах.
В книге “Ева и ее братья” много внимания уделяется войне. При этом автор уходит от непосредственно батальных сцен в духе “смешались кони, люди”, отдавая предпочтение напряженным эпизодам восприятия войны в душе человека. Осознание главной героиней ужасов братоубийства пронизывает всю ткань романа. Книга начинается с того, что Ева и ее ближайший друг - фотограф Николай - попали в плен на фронтах Чеченской кампании, они находятся во власти террориста.
Такое же жуткое щемящее чувство возникает потом и на фронтах Второй ливанской войны. Пальба, горящие танки - все окутано дымом и огнем. То ли мираж, то ли реальность - образ погибшего солдата встает перед Евой словно мрачное видение. Оно стало пророчеством: колонну с прессой расстреляли боевики Хезболлы. Это был последний залп мести уже после режима прекращения огня. Беспощадность войны - лейтмотив романа, это безусловное зло и антипод жизни. Никакие патриотические и псеводопатриотические увещевания не оправдывают гибель человека. Отнятые жизни не возместить никакими идеологиями.
“Some deep shit” - так начинается песня… И действительно, по мысли автора, все события нашей жизни имеют глубокую подоплеку. Они определены даже не нашими собственными мыслями и действиями, не свободой выбора и воли. Все лежит гораздо глубже - в семейной истории.
“I don't want love to destroy me like it did my
Family”.
Сложно любить, сложно жить, видения и сны тревожат Еву. Откуда у нее страшные сны о Кишиневских погромах, леденящие кровь и подробные, будто воспоминания? Оказывается, это и есть ее память, точнее память ее рода. Изнасилованная и убитая женщина на одной из Кишиневских улиц … не больная фантазия, а часть ее семейной летописи. Каждый человек, каждая личность, несмотря на всю ее уникальность, это тот самый пресловутый “семейный портрет” - familу portrait - который только на фото выглядит гармоничным и счастливым.
Огонь, огонь, испепеляющий огонь пронзает весь дух романа. Ева - огонь, мы уже упоминали ее метафоричную “рыжую гриву”. “Второй слой” темы огня - пепел войны, оружие подобно огнедышащей пасти дракона, испепеляющей все живое. Огонь в руках у оружейника Александра Конькова выходит из-под контроля, хотя он сам холодный металл, хладнокровный, бесчувственный. Огонь мести движет агентом Моссада Моше Эттингером… А огонь любви - теплится ли он в ком-то и способен ли растопить металл, расплавить мечи и положить конец бойне? Роман стал еще одной фундаментальной попыткой найти ответ на этот вопрос.
Роман “Ева и ее братья” - квинтэссенция динамики, полная противоположность статике и описательности. Стремительный темпоритм предполагает сама тема войны в широком смысле, борьбы добра со злом: на фронтах не дремлют. Погоня Моше Эттингера за оружейником Коньковым, погоня как символ борьбы за власть и противостояния силовых группировок, погоня за сенсациями в журналистике, погоня за смыслом жизни… Да и сама жизнь воспринимается как гонка … следующего дня может не быть и не будет у многих героев... Роман настигает читателя, как стрела, летящая точно в цель. 207 захватывающих страниц проносятся за один вечер. Только и успевай выйти на след авторской мысли, которая то выстраивает западни, то петляет и запутывает, то открывает новые глубины, ловко играя с читателем.
“Да здравствует ветер который в лицо
И нет нам покоя гори но живи
Погоня погоня погоня погоня в горячей крови”...