постер к фильму

Рецензия на фильм «Маша»: Кто живой, тот и прав

Оценка: 7 из 10

Драма «Маша» вышла в российский прокат 1 апреля 2021 года. Режиссёр: Анастасия Пальчикова. В ролях: Полина Гухман, Максим Суханов, Александр Мизев, Аня Чиповская и другие.

Награждённая на прошлом «Кинотавре» за лучший дебют «Маша» продолжает сформировавшуюся за последние несколько лет тенденцию фильмов-реконструкций нелёгкой жизни в России девяностых. Ряд молодых и перспективных отечественных режиссёров решили, что данная тема ещё не закрыта Балабановым, и им есть что в неё привнести от себя. Следуя за «Быком» Акопова, «Хрусталём» Жук, «Миром! Дружбой! Жвачкой!» Аксёнова, «Витькой Чесноком» Ханта, «Теснотой» Балагова и совсем свежим «Батей» Ефимовича свои веские пять копеек вставляет дебютантка Анастасия Пальчикова.

События фильма вращаются вокруг 13-летеней Маши (открытие Полина Гухман), бойкой девчонки, которая за словом в карман не полезет. Причина её уверенности, вероятно, кроется в её окружении – растёт и учится жизни она не под строгой родительской опекой (родной отец бросил их, маме не хватает эмоционального стержня), а в компании своего влиятельного дяди, которого все вокруг знают как Крёстного (Максим Суханов). Крёстный держит в железной узде не только целые районы, но и собственную боксёрскую секцию. Маша души не чает в своём дяде, хотя и понимает, что тому приходится убивать людей и творить очень плохие вещи. Придать всему этому значение мешают огромные розовые очки девочки, которые, впрочем, очень скоро разобьются вдребезги, как только Маша прочнее войдёт в жизнь криминальной России 90-х.

Некоторые режиссёры предпочитаются размышлять об этой главе в истории нашего государства в ностальгическом ключе, другие же делают акценты на разборках, убийствах, рэкете и преступных организациях. Пальчикова, хоть и ведёт повествование от лица 13-летней девочки, определённо относится ко второй категории. Более того, в изображении турбулентного десятилетия она по бескомпромиссности не уступает Мартину Скорсезе с его «Злыми улицами» и вообще претендует на звание «русской Кэтрин Бигелоу». Никакой романтизации преступности в фильме нет, но и откровенной чернухи режиссёр также избегает, выдерживая отличный баланс между суровой реальностью и наивным мировоззрением своей героини.

Вполне вероятно, что для Пальчиковой в «Маше» сокрыта личная драма, личная боль человека, чьи подростковые годы как раз выдались на девяностые. Некоторые бытовые эпизоды из жизни Маши отдают определённой биографичностью, что помогает избежать фильму утрирования и условности изображения эпохи. Гухман прекрасно справилась со своей ролью, что даже появляющаяся в эпилоге на несколько минут Аня Чиповская не столь убедительна, как юное дарование.

Но если говорить про опыт, то тут, несомненно, всех затмевает Суханов, чьё исполнение Крёстного – это ближайший российский аналог Тони Сопрано. Пусть по проработке и рефлексии персонаж сильно уступает оригиналу, а вот по источающей энергии, харизме и способности намертво завладеть зрительским вниманием Максим Суханов максимально близко приблизился к великому Джеймсу Гандольфини. По сюжету тоже возникают переклички между деятельностью двух экранных гангстеров, тем не менее Пальчикова ни на минуту не даёт усомниться в том, что её Крёстный – это в первую очередь «наш» Крёстный, а не очередная реплика более каноничного зарубежного персонажа, плотно ассоциирующегося у зрителя с архетипом криминального босса.

«Маша» — это убедительно крепкий режиссёрский дебют, который не стыдно будет включить в перечень лучших высказываний на тему девяностых в России. За насыщенные 86 минут экранного времени Анастасия Пальчикова успевает рассказать предельно сконцентрированную и трезвую историю, в которой находится место и для счастья, и для трагедии, и для любви. Хотя обычно девяностые у всех ассоциируются с чем-то одним.

Вадим Богданов,InterMedia

Последние новости