Рецензия на фильм «Синий цветок»: Позвоните родителям
Оценка: 7 из 10
Показ хорватско-сербской драмы «Синий цветок» состоялся в рамках ММКФ 21 апреля 2021 года. Режиссер: Зринко Огреста. В ролях: Ваня Чирик, Никса Бутижер, Теа Харчевич, Ален Ливерич, Дорис Сарич-Кукульжица, Аня Шовагович-Деспот.
Представительница среднего класса Мирьяна живет обычной размеренной жизнью. Каждый ее новый день похож на предыдущий, однообразный пейзаж за окном не прибавляет веселых мыслей, а спуститься к протекающей по соседству речушке ей все никак не с руки.
Но однажды в жизни Мирьяны все сдвигается c привычных мест. Накануне празднования 20-летия ее трудовой деятельности откуда-то из глубинки приезжает мать, которой предстоит пройти медицинское обследование. Школьница-дочь опаздывает домой со свидания, а девочку жаждет увидеть отец, который давно покинул семью. Впрочем, это Мирьяну не шибко смущает, и она отправляется в ночной клуб на девичник.
Главная хорошая новость — эха югославского военного конфликта в «Синим цветке» нет. Приятно осознавать, что в экономическом плане сербам и хорватам живется поспокойнее, поскольку о деталях их в фильме нам сообщат настолько подробно, что в какой-то момент мы непременно поймаем себя на мысли: ну и зачем нам все это знать, если мы живем примерно так же?
Но чем дальше в лес — тем больше интригующих подробностей. О менталитете наших братьев-славян мы узнаем из фильма много поучительного — от их музыкальных вкусов (кстати, в «Синем цветке» просто убойный саундтрек!) до религиозных воззрений. Оказывается, целые эпопеи у них могут разворачиваться из-за того, что по канонам в местных церквях разведенным запрещено причащаться, иначе скандал приходского масштаба — неминуем.
Подкупает и то, что фильм, при всей его погруженности в глобалистскую стихию, поставлен по канонам классической драмы, подразумевающей единство места, времени и действия. Все события укладываются в 24 часа, фактически локализованы в одной квартире, а побочных сюжетных линий не наблюдается. Тем ощутимее отчужденность, которая существует между героинями, хотя формальные поводы к ней вроде бы отсутствуют. В то же время, катарсис обеспечен и главной цели, выраженной в бесхитростной фразе «позвоните родителям», он достигает.
Есть в фильме и определенная недосказанность — заглавный символ. Конечно, каждый волен наделять синий цветок своими субъективными значениями, но главной в фильме остается живое ощущение преемственности, которое должно сохраняться между женщинами разных поколений.
Денис Ступников, InterMedia