Александр Миндадзе: «Я всегда старался стоять не на выдумке, а на реальном полу»
О СЮЖЕТЕ СВОИХ ФИЛЬМОВ
- Я никогда в жизни ничего не делал специально — ни во времена социального беспокойства, ни сейчас. Я живу по наитию в смысле выбора и делаю то, что меня в эту минуту просто волнует. Ничего специального нет, можно снять и какой-то сюжет, очень приближенный к реалиям. По поводу бегства от действительности: можно сказать, что мои герои убежали. До этого они бежали-бежали, и конца этому не было. Тема побега от жизни меня всегда интересовала. В «Параде планет», например, персонажи бегут от действительности. «Убитые» снарядом на учениях, они сбрасывают с себя социальные роли. И сегодня у меня ощущение, что от действительности можно только убежать. Хотя можно в ней и участвовать. Но «Паркет» задумывался в любом случае уже сколько-то лет назад. Мне это было интересно вне зависимости от того, что происходило в стране. У меня были очень социальные картины, например, «Охота на лис» или «Остановился поезд». <…> Раньше я вылавливал сюжеты из газет. Читал «Комсомольскую правду» или «Известия». Сюжет «Слуги» я вычитал в «Известиях» в 1988-м году — о могущественном провинциальном чиновнике — тогда не было еще олигархов — у которого был водитель, а потом этого начальника поймали на махинациях и мошенничестве. Тогда слова «коррупция» не было. Так вот, он свою женщину как бы подарил своему водителю. И из этого вырос фильм.
О СЮЖЕТЕ «ПЛЮМБУМА»
— Я всегда старался стоять не на выдумке, а на реальном полу. В «Комсомолке» читаю про выпускной вечер в школе. Какой-то пацанчик, шести- или семиклассник, с повязкой дежурного или дружинника на рукаве выслеживает в зале старшеклассников, кто выпил, и наводит на него, и этого человека выводят из зала. Так возник «Плюмбум».
О РАБОТЕ С ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРАМИ
— Я ничего этого не пробовал. Но я бы очень хотел: всё, что предлагают, всегда интересно — и всегда можно успеть отказаться. Но меня очень смущает, что я всю жизнь делал то, что хотел. И никакие условия — смысловые, сюжетные — для меня не то что не выгодны, а просто непригодны. Netflix — это ведь не разговор на уровне «сделай нам что-нибудь, только замечательное, чтобы было по искусству». Нет, там же сначала идут некие условия, платформы всё равно обслуживают среднестатистического зрителя. Они не направлены в сторону Висконти, Антониони или Бергмана, который написал: «Наконец в этой картине я стал свободным, потому что выбросил в мусорную корзину евангелие понятности».
О СЕРИАЛЕ «ЧЕРНОБЫЛЬ»
— «Чернобыль» — замечательная картина. Я как человек, который имеет отношение к этой теме со своим фильмом «В субботу», отнесся с большим уважением. <…> Фильм у них совершенно другой. Дело в том, что они изучали, наверное, не столько и не только мою картину, сколько объективный материал к этой картине. Мне тоже его собирали — киевские журналисты. Это был где-то 2009 год, они встречались с припятчанами и брали у них короткие интервью о том, что они делали в тот день. «Я купил бутылку, пошел к другу, выманил его. Пошли на крышу, там, это самое, под солнцем лежали. Потом друг говорит: «У меня есть заначка». Спустились вниз, а жена его говорит: «Вы что? Прям негры. Из Сочи только приехали?» Это был ядерный загар. Таких историй огромный фолиант был собран — это достояние времени, так было.
О СВОЕЙ РЕЖИССЕРСКОЙ КАРЬЕРЕ
- Я отношусь к себе критически, считаю, что состоялся только отчасти. Вечно эти мысли, что я еще должен, что я не сделал. Я не считаю себя лузером, естественно, но где эти фильмы? Они уже там где-то, в лучшем случае они могут быть упомянуты киноведами. И все они — неужели они стоят реальной жизни, каждодневной жизни: любви, я не знаю, путешествий? И я всем этим пожертвовал ради кино? Совершенно я не полон оптимизма из-за того, сколько сделал. Я каждый раз иду с нуля. Начиная даже не картину, а самое главное, сценарий, замысел, я чувствую себя школяром. Я каждый раз вижу перед собой этот белый лист бумаги, которого уже, конечно, физически нет, который спрятан где-то в компьютере. Адовы сомнения в себе происходят. Так что мне не кажется, что персонажи не состоялись, а я вот так — состоялся. Но мне еще и другое было интересно в «Паркете». Вот три фанатика, которые изо всех сил ссорятся, кричат, испытывают что-то. И вдруг, боже мой: оказывается, у них есть какие-то дети, какие-то жены, внук. Специально всё построено так, что весь фильм мы смотрим только на троих, а затем вдруг зрительный зал, родственники, и получается, что все эти страсти разворачивались как бы на сцене.
О НЕРЕАЛИЗОВАННЫХ ПЛАНАХ
— Если что-то в руки не дается, то только я сам себе. Я должен себя до конца выжать, а до этого еще далеко. Это не значит, что я это когда-нибудь сделаю, к сожалению, но есть ощущение, что я еще пока не еду с ярмарки. Я еще должен судьбе, обязан делать что-то такое, но найти это очень трудно.
(Сергей Сычев, «Известия», 28.04.21)