Рецензия на фильм «Засранка»: Румынский ответ «Квадрату» и «Форс-мажору»
Оценка: 7 из 10
Премьера фильма «Засранка» состоялась на Московском международном кинофестивале 2021. Режиссёр: Андрей Хуцуляк. В ролях: Андрея Грэмоштяну, Чезар Анталь, Пол Кирибуцэ и другие.
Победителем 43-го Московского международного кинофестиваля стала румынская сатира «Засранка», которая экранизирует курьёзный случай из реальной жизни. В 2005 году в сеульском метро собачка наложила кучу, хозяйка отказалась за ней убирать, в итоге её засняли на видео и принялись линчевать в интернете. События дебютной картины Андрея Хуцуляка переносятся в наше время и в румынское общество, в котором вся абсурдность ситуации смотрится ещё более остро и органично.
В соцсетях пускают кампанию по поимке женщины, видео инцидента на ютубе собирает огромное количество гневных комментариев, а живущие со своими мамами блогеры ведут расследования произошедшего. Журналисты и ведущие вечерних ток-шок опрашивают свидетелей, включая охранника метро, который никак не отреагировал на инцидент, за что лишился работы. Он оказывает отцом-одиночкой пятерых детей, так ещё и беженец. И так до полнейшего абсурда, который отнюдь не всегда оригинальный или смешной.
А что же главная героиня? Во-первых, Андрея Грэмоштяну взяла приз за лучшую женскую роль на том же ММКФ, а во-вторых, её героиня предстаёт отнюдь не бессовестной хамкой, которой её выставляют в интернете. Дело было так: собачке стало плохо и её стошнило, убирать было нечем, девушке пришлось покинуть вагон метро. Она особо не придала этому значение, но на следующее утро, увидев себя по телевизору, начала сожалеть. Дальше всё по классике: под давлением общественного мнения меняется к героине отношение друзей, работодателей и всех вокруг.
В «Засранке» ощущается сильное влияние Рубена Эстлунда – в частности, фильм комбинирует в себе мотивы «Форс-мажора» и «Квадрата», хотя, естественно, сильно уступает обеим лентам. Вдобавок, «Засранку» вообще можно использовать как лакмусовую бумажку для расшифровки режиссёрского почерка Эстлунда: ибо не каждый постановщик может запросто снять талантливую сатиру на современное общество, обходясь без дешёвых уловок, которых у Хуцуляка, к сожалению, навалом.
А если оставаться исключительно в контексте румынского кинематографа, то «Засранка» сильно проигрывает любому фильму Корнела Порумбою, выдающегося режиссёра и одного из самых ироничных сатириков мирового кино. Но при всём при этом работа Хуцуляка смотрится легко, не раздражает, иногда даже веселит. Увидеть такое кино в зияющем мраком основном конкурсе Московского кинофестиваля было настоящим подарком, отчего за неимением альтернатив с победой фильма остаётся только согласиться и порадоваться, что всё же не отдали «Золотого Георгия» ленте значительно хуже.
Вадим Богданов, InterMedia