Рецензия на фильм «Митчеллы против машин»: Апокалипсис семейным планам не помеха
Оценка: 8 из 10
Анимационный фильм «Митчеллы против машин» вышел на стриминговом сервисеNetflix 30 апреля 2021 года. Режиссёры: Майкл Рианда и Джефф Роу. В ролях: Эбби Джейкобсон, Дэнни Макбрайд, Майя Рудольф, Эрик Андре, Оливия Колман, Джон Ледженд и другие.
Фил Лорд и Кристофер Миллер – на данный момент, пожалуй, два самых талантливых человека, трудящихся на благо киностудии Sony. Два года назад авторы «Мачо и ботана», «ЛЕГО Фильма» и «Осадков с фрикадельками» принесли им премию «Оскар» за анимационного «Человека-паука», после чего их тут же подписали на разработку сиквела и продюсирование нового оригинального проекта, ставшего в итоге «Митчеллами против машин». Их фирменный мета-юмор, комбинирующий несчитанное количество отсылок на поп-культуру с актуальными жизненными посылами, пригодился и здесь – фильм получился не только смешным и захватывающим, но ещё и с такой красочной анимацией, что в Disney и Pixar все сейчас сидят и кусают локти.
Кино начинается в духе «Я, Эрл и умирающая девушка»: нет, все жив-здоровы, вот только главная героиня, заканчивающая школу подросток Кэти, обожает снимать всяческие любительские фильмы в домашних условиях, где в главной роли всегда её мопс. Чаще всего мопс играет полицейского, причём франшиза там уже подкрадывается к порядковому номеру нынешнего «Форсажа». Родители её увлечения особо не разделяют: отцу-плотнику старой закалки попросту не даётся дочкин авангард, а маме, школьной учительнице, особо-то и неважно, что делает Кэти, лишь бы счастлива она была. Но для счастья Кэти необходимо другое – подтверждение из киношколы, куда она мечтает поступить. Как только заветное письмо оказывается в почтовом ящике Митчеллов, Кэти начинает собирать вещи и готовиться к переезду.
Родители, естественно, не торопятся отпускать кровинушку, поэтому отец, как типичный отец ни с кем не посоветовшись, сдаёт билет на самолёт дочери, заводит свой старенький, но ещё бодрый джип и ставит перед фактом: Митчеллы едут в колледж все вместе. И вот впятером – мама, папа, Кэти, её младший брат Аарон, одержимый динозаврами, и косоглазый мопс-суперзвезда – они отправляются в путешествие через Америку, даже не подозревая, что вот-вот произойдёт апокалипсис, и машины захватят человечество.
Первоначальное название мультфильма (до покупки его Нетфликсом у Sony) было «Connected», и куда лучше раскрывало две основные идеи фильма. Во-первых, «Митчеллы против машин» — это сатирический взгляд на повальную зависимость людей от гаджетов, на так называемое поколение «на связи», которому стабильный вай-фай важнее стабильных отношений. Во-вторых, это максимально семейное кино, напоминающее зрителям о необходимости оставаться «на связи» с членами семьи, даже если вы перестали понимать друг друга.
Режиссёрами фильма стали соавторы «Гравити Фолз» Джефф Роу и Майкл Рианда, последний из которых взял сюжет картины из личного опыта. Нет, его в детстве не порабощали машины, но вот Митчеллы списаны с реальных людей, воспитавших Рианду. Трудно понять, чем именно он увлекался в детстве – динозаврами или кинематографом, но то, что повествование в фильме ведётся от лица девчонки, подсказывает, что автобиографичности здесь мало, лишь дань уважения через знакомые образы.
В полнометражном кино «Митчеллы против машин» для них – дебют, хотя тут и там прослеживается влияние «Гравити Фолз»: трудные взаимоотношения детей и взрослых, близкое соседство реальности и фантазии, буйство анимации как антураж самого незабываемого анимационного приключения, ну а мопс – это явно одна из реинкарнаций свиньи Пухли.
Хоть вклад Лорда и Миллера в сценарий не оглашается, всё-таки видно, что без их вмешательства не обошлось. Уж очень грамотно подаются всевозможные референсы – и к кинематографу, и к научно-фантастической литературе (Уэллс, Оруэлл как самые очевидные), и к реалиям сегодняшнего общества. Не менее грамотно соблюдён баланс между гигантизмом фантастического бэкграунда в апокалипсических тонах и личной драмой одной-единственной семьи, за внутренней динамикой которой наблюдать даже интереснее, чем за восстанием машин.
Отсюда у фильма образуется постоянно сцепление со зрительским вниманием: как бы далеко авторы не зашли в плане фантазии и зрелищности, эмоциональное ядро из настоящих человеческих отношений в центре всего этого анимационного хаоса мёртвой хваткой удерживает зрителя перед экраном. А к финалу и вовсе способно растрогать за счёт общей цельности «Митчеллов» и их пленяющей душевности. В конце концов, студия Sony в плане анимации внезапно оказалась впереди планеты всей – а это уже отдельная радость для всех ценителей анимационного жанра, жаждущих разнообразия и здоровой в нём конкуренции.
Вадим Богданов, InterMedia