постер к фильму

Рецензия на фильм «Без жалости»: Зрителям пощады не будет

Оценка: 6 из 10

Премьера боевика «Без жалости» состоялась на стриминговом сервисеAmazonPrime 30 апреля 2021 года. Режиссёр: Стефано Соллима. В ролях: Майкл Б. Джордан, Джоди Тёрнер-Смит, Джейми Белл, Гай Пирс, Лорен Лондон и другие.

Том Клэнси устарел ещё при жизни. Однако в качестве исходного материала его творчеством до сих пор охотно пользуются и киношники, и разработчики видеоигр. У последних с этим всё в порядке – начиная с культовой серии Splinter Cell и заканчивая относительно свеженькой «Дивизией», которую всерьёз намерен экранизировать Джейк Джилленхол: критики и геймеры вроде как довольны в равной степени. А что, играть весело и интересно, а сюжет уже дело десятое. С фильмами же такое не прокатывает. За счёт того, что республиканцы и в принципе электорат Трампа продолжают удерживать книги Клэнси про теории заговоров и злых русских в топе бестселлеров, студиям ничего не остаётся, как ковать железо пока горячо, хотя в итоге ещё нужно посмотреть, кто на самом деле тут обжёгся.

«Без жалости» начинается с военной операции в крупнейшем сирийском городе. Элитный отряд из трёх бравых американских солдат посылают в логово торговцев оружием. Прибыв на место, обученный профессионал Джон Келли (Майкл Б. Джордан) и его товарищи узнают, что оружием в Алеппо торгуют русские. В ожесточённой перестрелке они устраняют неприятеля и возвращаются на гражданку. Внезапно всех членов элитного отряда уже на родине одного за другим начинают убивать. Последним остаётся Джон, мирно слушающий музыку на диване, пока его беременная жена спит наверху в спальне. Вооружённые русские наёмники проникают ночью в дом Келли, убивают его жену и ранят самого Джона. Но тот, естественно, восстанавливается и больше ни о чём не может думать, кроме как о кровавой мести.

Как гласят легенды, экранизацией романа «Без жалости» пытались заняться ещё с середины 90-х, но постоянно возникали какие-то препятствия. То Киану Ривз отказался от титульной роли, то производственная компания внезапно закрыла проект, то Кристофер МакКуорри кружился вокруг да около, но в итоге пошёл снимать примерно то же самое, но с Томом Крузом (речь про «Джека Ричера»). В конечном счёте, фильмом занялись три именитых персоналии: в режиссёрское кресло сел большой любитель милитари-фикшн Стефано Соллима, за сценарий взялся не нуждающийся в представлении Тейлор Шеридан, а на роль военного-призрака пришёл харизматичный Майкл Б. Джордан. Казалось бы, что же может пойти не так.

А пошло не так примерно всё. В большей степени не справился самый талантливый из троицы – Шеридан. Автор брутальных текстов к «Ветреной реке», «Любой ценой» и «Убийце» как-то уж совсем бесцеремонно оказался бессилен перед русофобской писаниной Клэнси, застрявшей где-то в 80-х. Кино в итоге кажется ровно из того же десятилетия: бесповоротно вторичным боевиком, забывающимся на следующий день и мотивы которого были повторены уже миллион раз. Весь этот бездарный сценарий кое-как попытался украсить Соллима, который вместе с Шериданом трудился над сиквелом «Убийцы». Он снял по-хорошему жёсткий боевик, с множеством взрывов, оглушительных перестрелок и в целом неплохой постановкой военного экшена.

Однако больше всех здесь старается Джордан, который после второго «Крида» снова оказывается значительно лучше того, в чём он снимается. Майкл Б. Джордан – тот редкий случай, когда отменная физическая форма ничуть не замещает актёрский талант. Даже в таком посредственном фильме, как «Без жалости», наблюдать за ним всё равно приятно – видны его старания, которые, к сожалению, никак не вознаграждаются. Возможно, Шеридан просто завяз в своём сериале, что он курирует последние несколько лет, отчего попросту перестал отличать сильную историю от безбожно устаревшей. Тут, наверное, все точки расставит выходящий уже в этом месяце его следующий режиссёрский проект «Те, кто желает мне смерти».

«Без жалости» определённо заточен под франшизу, там даже есть сцена после титров, в которой не двузначно намекают на «Радужную шестёрку» (по этой книге уже делали игру) – своего рода «Неудержимые», но с молодыми спецами со всех концов планеты. Увидеть продолжение показанной нам истории всё же не хочется – про крота в ЦРУ, злых ФСБшников и искусственные декорации российского города (тут в роли Мурманска выступает Потсдам) мы уже насмотрелись. Да и Соллиме, Шеридану и Джордану хочется посоветовать заняться чем-нибудь более полезным, ведь у каждого из них творческого потенциала хоть отбавляй.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости