Рецензия на фильм Мишеля Франко «Новый порядок»: Ешь буржуев!
Оценка: 7 из 10
Обладатель Особого приза жюри Венецианского кинофестиваля 2020 года, мексиканская драма «Новый порядок» выходит в российский прокат 20 мая 2021 года. Режиссёр: Мишель Франко. В ролях: Найан Гонсалес Норвинд, Фернандо Куатле, Диего Бонета, Саманта Язарет Анайя и другие.
«Новый порядок» Мишеля Франко – главный фильм-лакмусовая бумажка 2020 года. Во-первых, после его просмотра уж точно никто равнодушным не останется (это как с картинами Ларса фон Триера или Гаспара Ноэ, вам либо безумно нравится, либо вплоть до отвращения). Во-вторых, сложно придумать более точную и лаконичную метафору всего, что происходило (и продолжает происходить) с миром до момента премьеры фильма в сентябре прошлого года в конкурсе Венецианского кинофестиваля.
Пандемия с её комендантскими часами, беспорядки в Америке под лозунгами BLM, борьба с тоталитарными режимами на постсоветском пространстве, милитаристический беспредел, гражданские войны на Ближнем Востоке, исчерпаемость природных ресурсов и неминуемость краха потребительского образа жизни. Кое-что из этого было с нами всегда, но страшным образом обострилось с началом 2020 года, признанным журналом «Тайм» «худшим годом в истории человечества» (что, конечно, нелепо по своей формулировке), метафорой которого работу Франко так и хочется назвать.
Фильм Мишеля Франко, неспроста открывающийся кадрами «Герники» Пабло Пикассо, обо всём об этом, но и в то же время совсем о другом. «Новый порядок» — это максимально приближенная к реальности антиутопия (что от режиссёра, до этого снимавшего исключительно камерные семейные драмы («Хроник», «После Люсии»), можно было ожидать в последнюю очередь), размашистая, экспрессивная и безумно амбициозная.
События происходят в Мексике. Мы присутствуем на свадьбе богатой семьи, где собралось множество состоятельных, красиво одетых мексиканцев. Они окружены кордоном охраны, высокими кирпичными заборами, и в принципе не подозревают, что в нескольких районах от них разгорается пламя революции. Что будет дальше – позавидовали бы Кафка с Оруэллом…
Франко героически скомпоновывает из эпического сюжета, достойного какой-нибудь многосерийной сай-фай франшизы, 80 минут чистого адреналина. Кино раскрывается в таком темпе, что попросту дух перевести некогда, притом что сценарий не откатывается до условного присутствия для подстраховки, Франко каким-то чудом умудряется контролировать вообще всё, явно вдохновившись своим соотечественником Альфонсо Куароном.
«Новый порядок», не боясь прибегать к бескомпромиссному экранному насилию, критикует классовое расслоение и злоупотребление власти, изображая такое общество, которое развалилось на части, когда промежуток между богатыми и бедными стал настолько огромен, что в эту дыру провалилось всё человеческое, что когда-то было в людях.
Вадим Богданов, InterMedia