Рецензия: трибьют «АУ, Vol.1. Chudesound»
2021, «Союз Мьюзик», «Чудесаунд»
Оценка: 6,5 из 10.
Альбом с непонятным названием и калякой-малякой на обложке - это трибьют легендарной панк-группе «Автоматические удовлетворители». Трибьют из серии «Чтобы помнили», ибо от «АУ» остались не только песни, сколько неприукрашенные легенды о похождениях из покойного лидера Андрея «Свина» Панова. Сборник вышел тихо и незаметно, что вполне объяснимо: сделать из релиза распиаренное событие почти невозможно, песен практически никто не знает и сравнить версии с оригиналами не сможет, да и артисты на альбоме записались большей частью малоизвестные. Свин, вероятно, одобрил бы такой подход: это всё очень по-панковски, и хорошо, что запись вообще не потеряли, а худо-бедно выпустили.
Собственно, вся история группы «Автоматические удовлетворители» вообще не подразумевает каких-то песенных трибьютов. Это всё было не про песни и альбомы музыкальной группы, а про образ жизни Андрея Панова, интеллигентного ленинградского юноши из богатой богемной семьи, который открыл для себя панк-культуру и алкоголь, заигрался в это и умер в 38 лет. У «АУ» никогда не было постоянного состава - Свин давал спонтанные концерты с кем угодно, а любые попытки друзей и коллег как-то упорядочить это и, например, помочь с записью альбома разбивались о, мягко говоря, несобранность Андрея Валерьевича. Что-то, конечно, записать удалось, но не там, не так, не тогда и не в том качестве. Может быть, поэтому песни «Автоудовлетворителей» не особо ушли в народ. Свину приписывали авторство «Вот пуля просвистела», но он был лишь первым её исполнителем - Чиж впоследствии спел и раскрутил её куда ярче. Панову якобы посвящена «Мама-анархия» группы «Кино», но, может быть, это была только шутка Виктора Цоя. Майк Науменко сочинил для «АУ» композицию «Я не знаю» («Бу-бу»), но в итоге сам её исполнил, а Панов потом чуть переделал текст и выпустил новую версию под названием «Надристать». В итоге это оказалась, возможно, самая хулиганская песня в репертуаре «Зоопарка» - и одна из самых «лайтовых» для «Удовлетворителей». Но показательно название варианта Свина: вроде панк, но из культурной столицы.
Тем не менее концертные «перформансы» Андрея сильнее запали в душу очевидцев и стали частью петербургской рок-мифологии. В фильме «Лето» Кирилла Серебренникова есть нарицательный персонаж Панк, явно навеянный фигурой Свиньи. Впрочем, это лишь пародия на реальные сценические бесчинства прототипа. К сожалению, формат трибьюта не подразумевает какого-то повтора поведенческой модели Панова - участники могли только перепеть его песни в меру своей испорченности. Местами получилось довольно любопытно, но песня 1987 года «Вербаплан» самих «Автоудовлетворителей» выглядит тут главной ценностью. «Радар» постарался талантливо аранжировать «День рождения всех», слегка показал, как могла бы звучать музыка Свина, подружись он со звукозаписью, ну а большинство прочих участников сосредоточенно панковали, по мере сил воспроизводя провокационные тексты и аутентичный саунд легенды.
Алексей Мажаев, InterMedia