Рецензия на фильм «Круэлла»: Now I wanna be your dog!
Оценка: 8 из 10
Фильм студииDisney «Круэлла» выходит в российский прокат 3 июня 2021 года. Режиссёр: Крэйг Гиллеспи. В ролях: Эмма Стоун, Эмма Томпсон, Джоэль Фрай, Пол Уолтер Хаузер, Эмили Бичем, Марк Стронг и другие.
Студии Disney всё никак не даёт покоя её собственное же наследие. Она почему-то упрямо верит в то, что её золотой фонд анимационных проектов прошлого века устарел и не способен более достучаться до нового поколения зрителей. Исходя из этого, корпорацией был взят проклятый курс на ремейки, который вот уже второе десятилетие паразитирует в индустрии развлечений. Каждое из новых прочтений классики, само собой, сильно уступало оригиналу – даже с красочной графикой и громкими именами в режиссёрском кресле (Бёртон, Ричи, Рэйми) фильмы получались бездушной цифровой копией, преследующей не самые благородные цели (прибыль и желание угодить всему diversity-сообществу как наиболее очевидные грехи).
В основном, их ремейки ни на шаг не отклоняются от классических мультфильмов – тот же сюжет и персонажи, но где-то нет дракона Мушу, где-то животные из Animal Planet поют тебе песни о жизни без забот, а где-то синий Джинн читает хип-хоп. Те, кто рос на диснеевских мультиках, откровенно недоумевают на просмотре новых прочтений – «зачем они это сняли?». Те, кто смотрит впервые, забывают об увиденном на следующий день – не помогают ни приставучие песенки, ни назойливый маркетинг. Ясное дело, что «Мышиный дом» от своей ремейковой политики отказываться не собирается, однако самые наивные из нас всё же надеялись, что хотя бы подход к своей продукции Disney всё же попробует поменять. И, о счастье, они сняли «Круэллу», в которой в кои-то веки ощущается жизнь, свобода и относительно свежий взгляд на осточертевшую диснеевскую формулу.
Технически «Круэлла» — это не ремейк, потому что своим появлением она обязана изначально повести писательницы Доди Смит, а потом уже экранным появлением сначала в анимационном фильме 61 года «101 далматинец», а затем уже в одноимённом игровом ремейке. Русскому зрителю она знакома как Стервелла – коварная злодейка, которая хочет сшить из кожи далматинцев себе меховой наряд. Фильм Крэйга Гиллеспи – своего рода приквел к событиям оригинала, история становления злодейки (теперь уже) Круэллы, которая раньше была хоть и норовистой, но милой Эстеллой. Девочка не знала отца, а в раннем возрасте потеряла и мать. Десятилетняя сирота кое-как попадает в Лондон, где знакомится с парочкой мелких воришек. Вместе они потихоньку обтаскивают магазинчики и состоятельных дядей с тётями, пока не взрослеют, и Эстелла понимает, что хочет всё же попробовать исполнить свою мечту и стать настоящим модельером.
В главной роли здесь прекрасная Эмма Стоун. И эпитет «прекрасная» не ограничивается констатацией внешнего облика героини, поскольку в актёрском плане Стоун становится идеальной кандидатурой на роль взбалмошной, энергичной и безумной Круэллы. Харизма такой героини, которая хочет привлечь к себе внимание всего мира, важна в качестве неотъемлемой характеристики образа, и Стоун убедительно справляется с партией противоречивого, двойственного по своей натуре персонажа, в которого, тем не менее, трудно не влюбиться. В её глазах бурлит анархия, и Гиллеспи талантливо использует этот запал, чтобы раздуть огонь в зрительских сердцах и зайти с рок-н-ролльным флёром на ту территорию, куда Disney не каждому режиссёру позволяет хотя бы приблизиться.
Но не меньший фурор производит другая Эмма – Эмма Томпсон, исполняющая роль пафосной, эгоистичной и заносчивой баронессы фон Хельман. Баронесса диктует моду во всём Лондоне, её боятся и уважают, она – уверенная в себе стерва, которая всегда добивается желаемого и ко всем относится с пренебрежением. По сути, Хельман – Стервелла в изображении Гленн Клоуз из фильма «101 далматинец», но только в куда более гипертрофированном виде. Видно, с каким задором и наслаждением Томпсон отыгрывает свою противную героиню, отчего баронесса получилась непередаваемо колоритным антагонистом, а за счёт наэлектризованного воздуха в совместных эпизодах Стоун в образе Круэллы и Томпсон их взаимно ненавистные отношения – ещё одно украшение фильма. Хотя в целом второй план здесь тоже подобран грамотно: Хаузер добавляет юмора, Фрай вводит важную тему человеческого взаимопонимания, да и Марк Стронг свою лепту под конец вносит.
Говоря об украшениях в первую очередь, конечно же, нужно отметить колоссальную работу с костюмами и гримом. Как фильм, который после первых тизеров активно описывался (высмеивался) гибридом «Дьявол носит Prada» и «Джокера», картина впечатляет заслугами костюмеров и гримёров; они тут действительно выдерживают любые сравнения и порой даже превосходят самые смелые ожидания. Действия ленты развиваются в Лондоне 70-х, и кричащая эпоха панк-рока просвечивается через каждое платье, даже самое изысканное, отражается в элементах интерьера, напоминает о себе через причёски людей и декорации вокруг.
Однако настоящий генератор стиля и атмосферы в «Круэлле» — это музыка. Бунтарский дух Лондона и главной героини здесь подчёркивается идеальным подбором хитовых композиций. Гиллеспи ещё на предыдущем фильме – «Тоня против всех» – доказал свой превосходный музыкальный вкус, но тут он, кажется, превзошёл себя. В «Круэлле» собран чуть ли не сочшейший рок периода 1960-80-х годов: Rolling Stones, Clash, Queen, Bee Gees, Doors, Blondie и это лишь часть лучшего саундтрека к фильмам со времён сиквела «Стражей галактики». Причём песни подобраны не бездумно: каждая идеально подходит под настроение сцены, а порой ещё и текст прекрасно описывает происходящее. Знаковыми становятся строки Игги Попа «Now I wanna be your dog», а появление Стоун в своём обновлённом образе/статусе под культовое «let me introduce myself» у многих меломанов вызовет приятный трепет по коже. А ещё, если прислушаться, можно услышать достойный музыкальный аккомпанемент в аранжировке талантливого Николаса Брителла, поэкспериментировавшего со звучанием андеграундного Лондона 70-х.
Вообще, подобно настоящей глэм-рок вечеринке, «Круэллой» правит хаос. В самом хорошем смысле этого слова. Хаотичность событий и постоянное музыкальное сопровождение (интересно, какая часть бюджета ушла на покупку такого количества хитов?) раскрепощают картину от привычных диснеевских сюжетных ужимок. Кино успешно затрагивает темы смерти, травмы, психических расстройств, упивается экранным безумием, как будто это подростковая версия «Сид и Нэнси», но при этом же умиляет безобидными шутками и анимированными собачками, которых не отличить от настоящих. Отсюда полная фрустрация – для кого этот фильм? Для детей, взрослых или исключительно для фан-клуба «Бархатной золотой жилы» Тодда Хейнса? «Круэллу» трудно каталогизировать, поэтому никто не застрахован от внезапной влюблённости в этот странный, стильный, пропитанный панковской энергией фильм о девочке, которая всего лишь хотела шить красивые платья.
Вадим Богданов, InterMedia