Рецензия на фильм «Заклятие 3: По воле дьявола»: Чары спали
Оценка: 6 из 10
Фильм ужасов «Заклятие 3: По воле дьявола» выходит в российский прокат 10 июня 2021 года. Режиссёр: Майкл Чавес. В ролях: Патрик Уилсон, Вера Фармига, Раури О’Коннор, Джулиан Хиллиард и другие.
Джеймс Ван прошёл образцово показательный путь от малазийского режиссёра копеечных страшилок до человека, запустившего сразу три успешные, невероятно прибыльные франшизы и украсившего своим именем несколько дорогих голливудских блокбастеров. При всей спорности проектов, к которым он причастен, у Вана поистине сверхъестественная чуйка, когда собственную франшизу пора всё-таки покинуть и передать режиссёрские права доверенному молодняку, пока всё не стало совсем худо. «Пилу» своему товарищу Даррену Линну Боусману он спасовал сразу после первой части, а с «Астралом» повозился чуть подольше, но успел уйти, прежде чем серия окончательно загнила. Однако к своей следующей франшизе малазиец явно привязался сильнее всего.
Первое «Заклятие» вышло в 2013 году и по сей день считается одним из лучших хорроров нынешнего века. Ко второй части, ставшей образцовым аттракционом в жанре ужасов, «Заклятие» уже обзавелось спин-оффом и получило статус киновселенной, куратором которой выступает сам Джеймс Ван. За годы вышли три фильма про куклу Аннабель и ещё по фильму про монахиню и Йорону из мексиканского фольклора. Один хуже другого, но деньги приносил каждый из них, поэтому вселенная «Заклятия» процветает по сей день. С ухудшением качества продукции стала заметна возрастающая отдалённость Джеймса Вана от творческого процесса всех этих спин-оффов, отчего неудивительно, что даже продолжением головной серии он в итоге решил не утруждаться – остаётся надеяться, что нас ждёт камбэк Джеймса Вана как хоррормейкера с выходящим в сентябре таинственным проектом «Злое».
Пока же — «Заклятие 3». Мы переносимся в июль 1981 года, Эд (Патрик Уилсон) и Лоррейн (Вера Фармига) сталкиваются с очередным проявлением потусторонней силы, которая на этот раз вырисовывается в восьмилетнем мальчике по имени Дэвид Глэтцель (Джулиан Хиллиард). В него вселился очередной демон, а супруги Уоррен помогают того утихомирить, чтобы дождаться приезда священника и провести сеанс экзорцизма. Но, естественно, всё идёт не по плану, и мальчик начинает буянить. Усмирить его удаётся только Арни (Раури О’Коннор), парню старшей сестры Дэвида, с которым у него тёплые дружеские отношения. Арни, смотря демону в глаза, просит оставить Дэвида в покое и забрать его. Демон с радостью соглашается, на какое-то время всё устаканивается, Дэвид в порядке, Эд в больнице, потому что чуть не умер в драке со злом, а Лоррейн даже не подозревает, что демон постепенно становится сильнее и начинает овладевать Арни.
Третья часть с подзаголовком «По воле дьявола» (наши прокатчики только что упустили беспроигрышный вариант перевода – «Бес меня попутал») всё так же заигрывает с реальными событиями, добавляя происходящему зловещего подтекста. Кино основано на реальной истории, когда обвиняемый в убийстве американец в суде в качестве оправдания заявил, что был одержим демоном. На финальных титрах предлагаются задокументированные фотографии и записи допросов, разговоров с подозреваемым, которые порой гораздо более пугающие, чем всё, что нам показали за два часа хронометража.
Поскольку большую часть триквела Эд проковылял с тростью и в целом особо полезным не был, всё зрительское внимание забирает героиня Веры Фармиги, отчего кино только выигрывает. Кроме того, нам показывают небольшой флэшбэк с первой встречей, с первым поцелуем Эда и Лоррейн, чтобы у нас хотя бы формально сложилась полная картина истории отношений главных героев фильма. Становится ли от этого третье «Заклятие» интереснее? Совсем нет. Более того, в нём вообще ничего нового обнаружить не получается, особенно если вы смотрели первые две части. Очередное «леденящее кровь» дело Эда и Лоррейн – оно именно очередное, не страшнее или опаснее предыдущих. Третий фильм как ненужная серия затянувшегося процедурала.
Режиссёром был назначен Майкл Чавес, видимо, «зарекомендовавший» себя на «Проклятии плачущей». Хотя надо признать, что после такого фильма дорога только к картинам производства Asylum. Но нет, Джеймс Ван в нём что-то увидел, и вот Чавес режиссирует третью главу «Заклятия». Видно, что снимает он по чётким наработкам Вана, для которого было важно, чтобы зрителю было комфортно бояться. Здесь, как и в предыдущих частях, камера плавно летает, а картинка чёткая. Даже немного удаётся воссоздать атмосферу, хотя она моментально рассеивается, стоит Чавесу попытаться напугать зрителя самыми дешёвыми приёмами.
В первых фильмах Ван ставил во главу угла не только зловещую атмосферу, но и внимание к фоновым и сюжетным деталям. Он сменил приоритеты – перестал позиционировать зрителя как дурака, подсовывая ему одни и те же избитые штампы фильмов ужасов («нам надо разделиться», «я пойду в одиночку проверю тёмный подвал» и т.д.) и глупых персонажей. Ван хорошо заигрывал со зрителем, обманывая его ожидания. Здесь же Чавес наступает на все грабли, которые он сам себе зачем-то разбросал. С технической стороны его запугивания и вовсе оставляют желать лучшего, так как все свои фишки он перетащил из своего короткометражного фильма «Дева» — оккультную символику, скримеры-обманки и видения в отражениях. И вроде как бюджет заметно увеличился, как-нибудь оригинально визуализировать всё это у Чавеса не удалось. Вместо этого – набор совершенно заурядных «бу!», от которых рискуешь прозевать весь фильм.
Вероятно, если на вашем хорроре люди спали, то это значит, что спали и его чары. «Заклятие» перестало работать – либо потому что главный заклинатель Джеймс Ван им больше не заинтересован, либо потому что франшиза действительно изжила себя. Кажется, ещё чуть-чуть и такими темпами зритель пойдёт на очередную страшилку от создателей «Заклятия» и «Астрала» лишь по одной причине – если его заставит сам дьявол, не иначе.
Вадим Богданов, InterMedia