Рецензия на фильм «Аффект»: Бен Уишоу слетает с катушек
Оценка: 7 из 10
Британский триллер «Аффект» выходит в российский прокат 17 июня 2021 года. Режиссёр: Энейл Кария. В ролях: Бен Уишоу, Элли Хаддингтон, Иэн Гелдер и другие.
У всех бывают плохие дни. С утра кофе пролилось на рубашку, яичница подгорела, мусоровоз уехал раньше времени – всё это пустяки, когда ты спецагент в отставке. Но сейчас речь идёт не про героя фильма «Никто», а про самого обычного британского работника службы безопасности лондонского аэропорта, чья жизнь – серая как пасмурное небо английской осенью, дни – монотонны как ежедневный пассажиропоток, а коллеги и родственники – равнодушны словно проезжающий мимо товарняк.
Джозеф (блистательный Бен Уишоу в лучшей роли за свою карьеру, награждённый специальном призом жюри за актёрскую игру на прошлогоднем «Сандэнсе») ходит по самому краю обрыва. Туда его постоянно подталкивают: то непонятливый чех, решивший что-то протащить через металлодетектор, то ворчливый, несговорчивый отец, с которым поездка на автомобиле сравнима с антитеррористической операцией – один шаг не туда, и рискуешь подорваться.
Но герой держится, как может. Джозеф постоянно напряжён, стресс – его вторая кожа, кажется, вот-вот он сорвётся, но пока держится, пока лишь нервно покусывает вилку за обедом с безразличными к нему и его дню рождению коллегами. Пока Джозеф держится, он грызёт стеклянный стакан, но тот не даёт трещину, как и наш герой, сидящий в своей квартире по вечерам в одиночку и смотрящий развлекательные шоу, которые его совсем не развлекают.
Визит к родителям и вовсе что-то в духе семейного ужина из линчевской «Головы-ластика». За столом царят неловкость и, опять же, напряжение, Джозеф ковыряет вилкой морковный пирог и, опять же, покусывает стакан, но только теперь он всё же трескается, а осколки попадают в рот, Джозеф начинает выплёвывать кровь и бежит в ванную. На что его мать вопит на весь дом, приказывая сыну оставаться на своём месте, чтобы тот не заляпал кровью её ковёр. Как трескается стакан, так и случается надлом внутри главного героя – теперь его уже ничто не остановит, ни банкомат, сожравший его карточку, ни отделение банка, отказавшееся ему помогать без паспорта.
В герое Бена Уишоу нетрудно разглядеть очередного Трэвиса Бикла, Артура Флека, Уильяма из шумахеровского «С меня хватит!» или даже Конни Никаса. Причём именно с картиной братьев Сэфди режиссёрская работа британца Энейла Карии, снявшего в том году яркую короткометражку The Long Goodbye для Риза Ахмеда, находит общие точки соприкосновения. Сюжетная – герои пребывают в постоянном стрессе, на грани своего психического здоровья и в конечном счёте решают провернуть ограбление. Эстетическая – снято всё это на «живую» ручную камеру, с бешенной энергией, создающей впечатление адреналинового укола.
Обе ленты, «Аффект» и «Хорошее время», выполнены с поражающим уровнем зрительского вовлечения в происходящее. Зритель точно так же проносится эти полтора часа по улицам города (в данном случае – Лондона) в кислотном угаре, лихорадочно оглядываясь по сторонам и периодически забывая дышать от эмоционального напряжения. Как мы видим, в авторском независимом кинематографе тренд на психически неустойчивых социопатов никогда не перестанет быть актуальным. Сюжетно такие картины могут не сильно отличаться друг от друга, зато для режиссёров – тут всегда невспаханное поле для формалистских упражнений, а для исполнителей главных ролей – очередной профессиональный вызов, способный вывести любого актёра из его зоны комфорта.
Вадим Богданов, InterMedia