Рецензия на фильм «Надежда»: Школа злословия на пороге смерти
Оценка: 7 из 10
Мелодрама «Надежда» выйдет в российский прокат 10 июня 2021 года. Режиссёр: Мария Сёдаль. В ролях: Андреа Брайн Ховиг, Стеллан Скарсгард и другие.
Вместе со своим театром Анна возвращается с зарубежных гастролей. Триумфальная премьера, потрясающий прием зрителей, восторженные рецензии критиков, ожидание Рождества… Все это становится для Анны несущественным, когда она узнает о своем страшном диагнозе. Совсем недавно она, казалось бы, исцелилась от рака легких. Но метастазы пошли в мозг, и шансов не осталось никаких.
Гражданский муж Томас – вовсе не тот человек, к которому Анна может обратиться в любой ситуации за поддержкой. Он много старше нее, сух, скуп на эмоции и, кажется, не способен к проявлению эмпатии. Например, он привык работать у нее с ноутбуком по ночам прямо под боком, хотя попытка заснуть с головной болью – испытание не для слабонервных. Однако в безысходной ситуации Томасу удается собрать волю в кулак и начать делать все для того, чтобы облегчить спутнице жизни последние дни.
Кажется, в этом фильме есть все, кроме надежды. В истории о примирении с неизбежным нет и не может быть ничего новаторского. Все стадии принятия близкой смерти блестяще описаны Элизабет Кюблер-Росс, и любой фильм, снятый на эту тему, обязан следовать этим драматургическим маячкам.
«Надежда» - не исключение, но слишком уж эти стадии здесь размыты и размазаны. Герои мечутся между нордическим спокойствием (ох, уж эта скандинавская невозмутимость, умеющая сотворить вязковатую арт-хаусную кашу из любой трагедии!) до совершенно немотивированных истерик, вспыхивающих в самые неподходящие моменты, например – во время сцены жаркого секса. К тому же фильм настолько скуден на медицинские подробности, что поневоле начнешь искать в нем притчевую подоплеку.
Ключом к пониманию «Надежды» является рождественский хронотоп. Недаром пик переживаний героини приходится на сам день Рождества, а самое судьбоносное решение в своей жизни она назначает на Новый год. Фильм разбит на неравноценные по хронометражу и значимости новеллы, отсчитывающие рождественские дни. Обрести духовную вертикаль или в очередной раз прожить этот период впустую – вот в чем на самом деле кроется основная фабула фильма!
Не стоит удивляться, что, несмотря на привычную предпраздничную суету, герои предельно далеки от подлинной религиозности. В фильме есть довольно неприятный момент обсуждения членами большого семейства Анны и Томаса рождественской мессы с с нещадным перемыванием костей пастору и его супруге. Эта сцена заставляет содрогнуться вдвойне, когда понимаешь, что вся эта школа злословия разыгрывается при попустительстве героини, которая уже буквально находится одной ногой в могиле.
Однако с могилой Анна ассоциирует отнюдь не собственное состояние, а стены роскошного храма. Настанет момент, когда ей придется решить, найти свое место в вечности, опираясь на поддержку супруга, или погибнуть еще при жизни, увязнув во вдруг ставшими неразрешимыми противоречиями с самым близким человеком. Финальный кадр все окончательно расставляет по своим местам – и, вероятно, только ради него стоило городить эту тяжеловесную двухчасовую конструкцию.
Денис Ступников, InterMedia