Рецензия на мини-сериал «Локи»: В мультивселенной добра и порядка
Оценка: 8 из 10
Премьера мини-сериала Marvel «Локи» состоялась на стриминговом сервисе Disney+ 9 июня 2021 года. Режиссёр: Кейт Херрон. В ролях: Том Хиддлстон, Оуэн Уилсон и другие.
В комиксах уже давно существует традиция – раз в несколько лет устраивать перезапуск всех серий. Иногда это мягкий перезапуск, после которого прежние сюжеты продолжаются, иногда – полноценный. Из последних таких событий на ум сразу приходит мягкий ребут DC Comics в 2011 году, получивший название «The New 52», и последовавший за ним в 2016 году столь же глобальный «DC Rebirth». Их конкуренты в Marvel идут в ногу: в 2000 году создали импринт «Ultimate», в 2012 году – «Marvel NOW!», а в 2015 году – «All-New, All-Different Marvel».
В каких-то случаях сюжет всех серий начинался с нуля, а где-то предыдущие истории не теряли актуальности, но становились глубоко второстепенными. Суть всегда была одна – каждое из таких комиксных событий становилось точкой входа, начиная с которой к чтению серий могла подключиться абсолютно новая аудитория. Необходимость в таких перезапусках очевидна: часть читателей взрослеет, перестает испытывать интерес и ждет момента, чтобы безболезненно закончить чтение, тогда как новому поколению совсем не хочется перечитывать несколько сотен номеров, выходивших много лет, чтобы начать чтение и разобраться в нюансах истории.
Компания Disney раньше других поняла, что в кино, особенно если речь идет о больших многолетних франшизах, старый комиксный подход тоже может стать залогом выживания. Аудитория становится старше – кто-то вырос на первом «Железном Человеке» и шел на картину «Мстители: Финал», испытывая ностальгические чувства, у кого-то выросли дети, которым только предстоит познакомиться со вселенной супергероев. Поэтому пока одни восторгались мнимой смелостью Кевина Файги, решившего подвести черту «Саги Бесконечности» на самом пике популярности франшизы, другие прекрасно понимали, что происходит всего лишь типичный мягкий перезапуск вселенной. Сеттинг все тот же, некоторые ключевые персонажи не изменились (Человек-паук, Тор, Доктор Стрэндж), но при этом все, что выйдет после картины «Мстители: Финал», можно будет смотреть, не вникая в бэкграунд, что, несомненно, привлечет новых зрителей.
Главный вопрос в такой ситуации – что делать со старыми персонажами, оставшимися во франшизе. Человек-Паук, Капитан Марвел и Доктор Стрэндж – герои относительно новые в киновселенной, и пересмотра пока не требуют. Тор постарше, и Тайка Вайтити фактически уже сделал для него ребут – «Рагнарек» можно смотреть, не видя предыдущих двух картин. Все важные события из прошлого в фильме упомянуты, а ненужные – преданы забвению (в некотором смысле, именно для этого были нужны смерть Одина и разрушение Асгарда). В ходе «Саги Бесконечности» сюжетная арка Тора тоже простовата и пресновата, а про его развитие как персонажа, трудно сказать что-то интересное.
То ли дело Локи! Сначала он – злодей и психопат, одержимый идеей захвата Земли. Потом – антигерой, пытающийся искупить свою вину. Под конец – положительный герой и хороший брат, не растерявший при этом харизмы. И персонажа, и сыгравшего его Тома Хиддлстона зрители действительно полюбили.
Локи было суждено погибнуть в ходе событий «Войны Бесконечности», но события картины «Мстители: Финал» все изменили. Оказывается, персонаж выжил, но тем самым нарушил положенный ход событий, а потому оказался в цепких лапах Управления Временными Изменениями – организации, следящей за тем, чтобы временная линия шла ровно. Там ему предлагают простой выбор – быть стертым из истории или помочь агенту Мобиусу. Тот как раз разыскивает особо опасного преступника, который умеет перемещаться во времени и ловко убивает агентов УВИ.
Сериалы в рамках киновселенной Marvel – это особая боль и радость одновременно. С одной стороны, в них реализуется множество идей и концепций, которые в полном метре не сработали бы. С другой стороны, «ВандаВижн» и «Сокол и Зимний Солдат» имеют практически не влияющие на события фильмов сюжеты и заканчиваются примерно на той же точке, что и начинаются. «Локи» же с первого эпизода утверждает концепцию мультивселенной (к слову, сценарист сериала Майкл Уолдрон также выступает в этом качестве для грядущей картины «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия»). Однако сбудутся ли ожидания фанатов в этот раз – совершенно непонятно. В той же «ВандаВижн» намеки на мультивселенную были связаны с появлением персонажа Эвана Питерса, но кончилось все лишь вульгарной шуткой.
Трудно сказать, какое место займет «Локи» в киновселенной. Но точно ясно, что фанаты будут смотреть сериал как минимум из-за главного героя. Том Хиддлстон здесь олицетворяет Локи во всех его ипостасях – он и психопат, и злодей, и обманщик, и шутник, и просто трагическая личность. Агент Мобиус фактически проводит сеанс психоанализа с главным героем, благодаря чему сразу раскрывается много сторон его личности. С этим же связан основной конфликт первой серии. Если Локи – бог обмана, то почему его план захвата Земли в первых «Мстителях» был так прямолинеен и лишен хитростей? Может быть, Локи просто любит насилие и жестокость, а вовсе не хочет править миром? Что бы случилось после того, как он захватил Землю, и зачем вообще ему сдалась эта планета?
Много вопросов, много отсылок к прежним фильмам серии. При этом, повторимся, с началом четвертой фазы все можно смотреть, не зная предыстории. В первом же эпизоде Мобиус показывает Локи ключевые моменты из его жизни – ироничный и постмодернистский ход – и дает им толкование и оценку. При этом драматизма ситуации добавляют размышления о свободе воли. «Я сам вершу свою судьбу», – считает Локи. Ему возражают: «Вот вся ваша линия на экране – привести темных эльфов в Асгард, помириться с братом, противостоять Хеле, потом Таносу, а в конце – умереть». Какая уж тут свобода воли?
Оуэн Уилсон (агент Мобиус) своей минималистичной игрой удачно дополняет Тома Хиддлстона с его истероидным, театральным, эгоцентричным Локи. Антагонист в первой серии не показан, но, по всей вероятности, им станет альтернативная версия Локи (возможно, даже женская версия – на это были намеки в некоторых интервью).
Само Управление Временными Изменениями оформлено в стиле ретрофутуризма и напоминает сразу все научно-фантастические фильмы, высмеивающие бюрократию. По атмосфере это близко к «Теореме Зеро» Терри Гиллиама. При этом УВИ иронизирует и над самой киновселенной Marvel – по крайней мере, над первыми тремя ее фазами. Фанатам наверняка будет обидно, как в сериале используют камни Бесконечности (а уж Танос и вовсе пришел бы в отчаяние). Локи тоже грустит, но понимает, что правила игры поменялись. Возможно, что навсегда.
Начало сериала выглядит крайне занимательно, хотя в дальнейших сериях у него есть шанс оказаться на тех же граблях, на которые ступили и предыдущие телепроекты Marvel, став очередным бесполезным эксклюзивом с разочаровывающей концовкой. С другой стороны, ради отличных актеров и потенциально интересного сюжета с философским подтекстом, его можно и посмотреть.
Павел Соломатин,InterMedia