Рецензия на фильм «Звук металла»: Неистовый стук и звон в ушах
Оценка: 8 из 10
Музыкальная драма «Звук металла» выходит в российский прокат 24 июня 2021 года. Режиссёр: Дариус Мардер. В ролях: Риз Ахмед, Оливия Кук, Пол Рэйси и другие.
Прошлый год, бесспорно, был знаковым для Риза Ахмеда - британского актёра пакистанского происхождения. За короткий промежуток времени увидели свет сразу два его фильма, в равной степени похожих и дополняющих друг друга.
Молодой и перспективный музыкант, у которого есть и девушка, и амбиции, и кровь бурлит в венах, начинает резко ощущать ухудшение здоровья. Врачи говорят, что ничего поделать уже нельзя, лечение возможно, но принесёт ли оно желаемые результаты – крайне сомнительно. Шансов на восстановление практически нет, на музыкальной карьере поставлен крест, и ничего не остаётся, кроме как попытаться смириться с новой жизнью и заново отыскать в ней смысл. Фильмы называются «Звук металла» и «Откуда ты родом?», и это описание подходит к ним обоим.
Отличия в сюжете скорее косметические: в первом Ахмед – белокурый рокер, который теряет слух, во втором – черноволосый рэпер, лишившийся способности ходить. В «Звуке металла» его поддерживают девушка (неузнаваемая Оливия Кук) и поистине отцовская фигура главы общины глухонемых (Пол Рэйси наконец получил номинацию на «Оскар»), а в «Откуда ты родом?» искать замену отцу и вовсе не приходится, ибо с этой ролью прекрасно справляется папа главного героя. Обе истории - о принятии новой действительности, умении прислушиваться к собственному голосу, который исходит из глубин истинного несломленного «Я», и, естественно, о поиске ритма.
«Звук металла» вполне заслуженно прогремел и на «Оскаре», получив сразу шесть номинаций. Две из них оказались победными – за монтаж и образцовый звук. Вообще, в фильме Дариуса Мардера заметна филигранная работа со звуковым дизайном, который в данном случае выступает не просто как фон, но и как художественный способ рассказать историю человека, переставшего слышать.
Фильм поднимает вопросы, может ли артист жить без творчества, какова связь религии и процесса самопринятия, есть ли в этом мире что-то более витальное, чем потребность человека в семье? Риз Ахмед, находящийся на пике своей карьеры, выступает столь уверенно в «Звуке металла», что его номинация на «Оскар» стала чуть ли не самым очевидным решением Академии. Причём в куда более эмоционально богатом по сравнению с «Откуда ты родом?» (снятом по рассказу автора «Валентинки» Дерека Сиенфренса) «Звуке металла» он выкладывается без остатка, как будто играет в последний раз, завещая всё это актёрское богатство новому поколению.
Дариус Мардер прекрасно освоил методику чувственного, тихого и практически тактильного кинематографа в в своей новой картине, отчего она поймала ту универсальную частоту, на которой оказалось просто достучаться до любого зрителя. Наверное, поэтому «Звуком металла» все продолжают наслаждаться уже второй год, и он заслуженно, хоть и запоздало, получает полноценный прокат в нашей стране.
Вадим Богданов,InterMedia