«Мелодия» отметила 80-летие Вячеслава Артёмова «Пробуждением» (Слушать)
Фирма «Мелодия» к 80-летию композитора Вячеслава Артёмова выпустила в цифровом формате его альбом «Пробуждение». Эта пластинка, изданная в 1983 году, стала первым сольным альбомом одного из лидеров «академического андеграунда» советской музыки. В нее вошли камерные сочинения Артёмова в исполнении самого композитора, а также флейтиста Александра Корнеева, скрипачей Татьяны Гринденко и Олега Крысы, певицы Лидии Давыдовой и ансамбля ударных инструментов под управлением Марка Пекарского.
- Музыку можно рассматривать как миф, ритуал, сновидение, как игру, исторический документ или показатель эволюции мира и сознания. Но самая важная ее задача – познание мира, выраженное в особой форме… Музыка – особая наука: космология духа. Она не требует спекуляций и логических описаний. Она несет озарение, и этот опыт передается непосредственно звуками, - говорит о музыкальном искусстве Вячеслав Артёмов.
Произведения, вошедшие в альбом «Пробуждение», отражают главные черты индивидуального «композиторского лица» автора, отмечают представители «Мелодии». Это вариативность на грани импровизации (пьеса для флейты и фортепиано «Птенец анцали», навеянная мадагаскарской сказкой о возрождающейся птице); особое отношение к фольклору, погружение в архаику в стремлении найти праязык «мировой души» («Заклинания» для голоса и ударных); творческое исследование природы инструментального звука («Пробуждение» для двух скрипок). Завершает пластинку «Тотем» (Соната для шести исполнителей), посвященная автором «великолепной шестерке Марка Пекарского» – здесь ударные инструменты, по мнению его старшего коллеги Альфреда Шнитке, демонстрируют «магическое воздействие ритма, острого и контрастного, с заклинательным многократным повторением ритмоформул».
Вячеслав Артёмов начал свой путь в искусстве, уже имея за плечами физмат Московского университета; он был подвергнут остракизму в СССР и включен в так называемую «хренниковскую семерку», хотя ни его музыка, ни мировоззрение не были созвучны авангардному направлению. В конце 1980-х его «Реквием» с триумфом обошел концертные площадки страны и мира, а в наши дни Теодор Курентзис называет Артёмова «единственным композитором, создающим сегодня монументальные композиции потрясающей силы и красоты».