постер к фильму

Рецензия на фильм «Пуститься в путь»: Талантливое наследие Джафара Панахи

Оценка: 7,5 из 10

Премьера фильма «Пуститься в путь» состоялась в секции «Двухнедельник режиссёров» на Каннском кинофестивале 2021. Режиссёр: Панах Панахи. В ролях: Хассан Маджуни, Пантеа Панахиха, Райян Сарлак, Амин Симиар и другие.

Путешествие всей семьёй куда-то на машине – это всегда эмоциональные американские горки, а жанр роуд-муви вечно сопряжён с наездами на кочки, неожиданными поворотами и галереей самых разных попутчиков. Законы жанра, которые соблюдаются даже в иранском кинематографе. В фильме Hit the Road (переведём условно как «Пуститься в путь»), участнике Каннской секции «Двухнедельник режиссёров», всего этого добра – с горкой и маленькой тележкой, но по форме и содержанию картина Панаха Панахи отнюдь не «Беспечный ездок» или «Пустоши». Это, если хотите, иранское «Маленькая мисс Счастье», из которого выцедили весь американский сентиментализм и наполнили культурным кодом фильмов Аббаса Киаростами и, конечно же, отца режиссёра, Джафара Панахи.

Да, всё верно, Панах Панахи – не просто однофамилец, пожалуй, главного иранского кинематографиста сегодняшнего дня. Он его сын, чей дебют удивительным образом заметно отличается от всего того, что снимает отец, хотя Панах активно участвовал (набирался опыта) на съёмках «Трёх лиц», помогая не только в организационных моментах, но со сценарием (отмеченным, между прочим, Каннским жюри того года).

«Пуститься в путь» с самых первых кадров задаёт будущему путешествию отчётливый кинематографичный флёр, однако знакомую по иранскому кинематографу медитативность тут же нарушает хаотичная, громкая и до безумия фактурная семья, куда-то движущаяся на автомобиле вдоль пустынных ландшафтов. На заднем сидении развалился со сломанной ногой отец, ворчливый, но мудрый. Рядом с ним – младший брат, неугомонный, любящий петь во всё горло и рассказывать своему отцу по третьему кругу о Бэтмене. Сзади них – больная собака, для которой эта поездка, очевидно, станет последней, но при всём при этом она как будто этого не знает и старается радоваться (оставшейся) жизни. Спереди – заботливая, но строгая мама, которая смеётся, но в её глазах слёзы. Все они веселы, но одновременно напряжены. Шумно галдят на разные темы, как будто стараются о чём-то не думать. Только лишь старший сын, сидящий за рулём, подозрительно молчит. Куда же они едут?

Панахи-младший прекрасно выдерживает плавно введённую в начальных эпизодах интригу, которая выступает в роли сопровождающей эту поездку нависшей тучи, смещая иногда тон фильма на территорию триллера и, разумеется, драмы. Но в целом же «Пуститься в путь» — это по большему счёту комедия, причём очень остроумная и оригинальная, которая отличается, скажем, от «Такси» Джафара Панахи, ещё одного концептуального ярко выраженного роуд-муви, молодёжной дерзостью и более смелыми шутками.

Однако кое-что всё же не даёт забыть, что Панах – сын Джафара: это, кажется, их семейное умение работать с детьми – чуть ли не в спилберговской традиции. Юный актёр, исполняющий тут младшего брата, определённо главная звезда фильма, в Голливуде его назвали бы следующим Джейкобом Тремблеем. Молодой Райян Сарлак запросто крадёт зрительское внимание, его гиперактивность и неожиданно широкие познания в поп-культуре запросто очаровывают. Остальные члены семьи тоже не промах – для каждого из них в фильме припасена своя минута славы, прекрасно работающая на раскрытие персонажа и награждающая и без того колоритное путешествие необходимой долей душевности.

Чем ближе герои к пункту назначения, тем заметнее меняется пейзаж. Панахи в этом плане ничего не изобретает, он просто изображает естественное изменение дороги, в которой пустынные безжизненные общие планы (здесь неизбежны сравнения с общими планами природы Киаростами) сменяются зелёными равнинами. С другой стороны, чем это не метафора враждёбной для свободного творчества иранской почвы? К финалу эта метафора становится уже не столь безосновательной.

На своём пути герои встречают множество разных колоритных персонажей: велогонщика-неудачника, мистическую фигуру на мотороллере и в маске из овечьей шкуры, подозрительного преследователя. Всё это сопровождается бодрым саундтреком из национальных хитов от опальных исполнителей и живыми диалогами, в которых узнаётся любая семейная поездка, на территории какой бы страны она не происходила. Не обошлось и без яркого кинематографического оммажа – но неожиданного: на «Космическую одиссею» Кубрика, тоже своего рода фильм-путешествие и тоже путешествие в неизвестность, сопряжённое с риском для жизни. Дебют у Панаха Панахи получился свежим и самобытным взглядом не только на роуд-муви, но и на иранский кинематограф в целом. Кто знает, может, это отправная точка к чему-то большему – например, к его национальной новой волне.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости