Рецензия на фильм Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст»: Дегуманизация как исторический процесс
Оценка: 7,5 из 10
Премьера документально-монтажного фильма «Бабий Яр. Контекст» состоялась в рамках «Специальных показов» Каннского кинофестиваля 2021 года. Режиссёр: Сергей Лозница.
В сентябре 1941 года на северо-западе Киева, в небольшом урочище под названием Бабий Яр, произошла трагедия, о которой непринято вспоминать и тем более уж говорить в полный голос. Оккупированная немцами Украина пережила самый страшный геноцид на территории своей страны – в относительно небольшом овраге было застрелено больше 33 тысяч евреев (точная цифра – 33771). Произошло это без малейшего сопротивления со стороны местных жителей, а сейчас – событие почти что предано забвению. Украинский режиссёр Сергей Лозница, который рос в непосредственной близости от Бабьего Яра, в районе Сыреца, и с юности пытался узнать, что же там произошло (взрослые на тот момент от любых ответов уклонялись), в своём новом, монтажно-документальном фильме решил не просто ответить на все главные вопросы, касающиеся трагедии, но и очертить её исторический контекст.
Лозница, как и для своих двух предыдущих картин – «Прощание со Сталиным» и «Процесс», собрал фундаментальный набор архивного видеоматериала, от количества которого порой кружится голова, а от содержания – сдают нервишки. Собирал он всё это с помощью трёх стран – Украины, Германии и России, поскольку в 1941-м многие брали камеру в руки, чтобы запечатлеть тогдашний быт, а в чьи именно архивы отснятое добро в итоге делось – предсказать невозможно. Из кадров быта «Бабий Яр» и состоит – как жили украинцы под немецким гнётом, как немцы злодействовали средь белого дня.
Однако нашлось место и совершенно невероятным открытиям. Лознице удалось откопать бесславно валявшиеся в архивах десятилетиями кадры, которых не видели прежде ни историки, ни документалисты. Например, есть сцена со взрывами центральной улицы в Киеве, которую заминировал советский НКВД, когда наши войска отступали после продвижения врага. Комиссариат явно не задумывался о жертвах среди населения, а они были, и были значительными. Как уверяет режиссёр, даже русские исследователи холокоста никогда этих кадров не видели.
Ещё один шокирующий эпизод, который Лозница нашёл среди тон никем не виденных материалов, относится уже к 1946 году, когда в Киеве прошла последняя публичная казнь. 12 осуждённых немцев вывели на центральную площадь страны и торжественно повесили на глазах 200 тысяч собравшихся людей. И неожиданно происходящее приобретает какой-то поистине средневековый характер. Безэмоционально за такими кадрами смотреть попросту невозможно.
Центральной темой фильма является дегуманизация, причина и природа которой отнюдь не режим. Лозница специально ухватывает тот момент, когда на украинской земле произошла смена режимов – советского на немецкий. И между ними образовался тотальный гражданский хаос, съёвший в людях всё человеческое. Многие уже тогда понимали, что евреев не просто «перевезут куда-то на юг», их везут на смерть, однако никаких попыток предотвратить трагедию не последовало. Все друг на друга докладывали, сосед выгонял из дома соседа.
Конечно, невозможно винить человека, оказавшегося в центре ужасающих событий военного времени – это всегда оставляет след и меняет человека изнутри. Однако без взаимопомощи и гуманного отношения друг к другу разве можно жить? А если кино про смерть и бесчеловечность наводит тебя на мысли о жизни и гуманности, то автор этого творения, безусловно, достиг намеченных вершин.
Вадим Богданов, InterMedia