Рецензия на сериал «Большая секунда»: Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок
Оценка: 8 из 10
Премьера сериала «Большая секунда» состоялась на видеосервисеStart6 августа 2021 года. Режиссер: Виктор Шамиров. В ролях: Виктор Шамиров, Евгения Борзых, Ольга Мотина-Супонева, Дмитрий Лысенков и др.
Офис продюсерской кинокомпании, загаженная переговорная в полумраке. Двое немолодых сценаристов приходят сюда, чтобы обсудить синопсис нового сериала. Константин (Виктор Шамиров), судя по всему, давно вертится в этом бизнесе, поэтому не испытывает никаких иллюзий. Кире (Ольга Мотина-Супонева) очень нужны деньги, поэтому она готова к конструктивному диалогу. Когда-то между ними были чувства, но теперь, похоже, не осталось ничего, кроме глухого раздражения. Непростой разговор затягивается, а взаимопонимание затрудняется.
Параллельно идет визуализация обсуждаемого сценария. Ростислав (Дмитрий Лысенков) и Арина (Евгения Борзых) познакомились в тиндере и немедленно потащили друг друга в постель. Лишь после этого к ним пришло смутное осознание, что они не так уж и нужны друг другу. Ростислава недавно выгнала жена, которую он не разлюбил после десяти лет брака. А Арине глубоко за тридцать, личной жизни никакой, и девушка успела привыкнуть к такому состоянию. Однако разбежаться по-быстрому у них не получается, так как больная раком мама Арины (Людмила Артемьева) требует от «влюбленных» каких-нибудь успокоительных для нее действий.
В музыке большая секунда обозначает паузу в два интервала. Для истории из жизни двух побитых жизнью композиторов, каковыми являются герои сценария, эта метафора более чем уместна. Тем более вся соль фильма, как это обычно и бывает в проектах Виктора Шамирова, заключается в филигранно проработанных недомолвках, жестах, нюансах, полутонах и недосказанных фразах. Именно поэтому в первых двух сериях совершенно отсутствуют провисающие места или откровенно слабые или банальные мизансцены.
К тому же «Большая секунда» - это, как ни крути, оксюморон, исчерпывающе характеризующий жизнь среднестатистического современного человека. По сути, это свернутое высказывание Сергея Есенина: «Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок». С поправкой на то, что пара сценаристов об этих ошибках уже, похоже, позабыла, поэтому последние ноют плохо зарубцевавшимися шрамами где-то на периферии сознания. А их герои прожили свои жизни настолько стерильно, что им толком не о чем вспомнить, поэтому воспоминания за них создают властные родители.
Разумеется, творящаяся на глазах зрителей история имеет для экранных (а, может, и не только для экранных) сценаристов психотерапевтический эффект, помогающий осознать, где лучше было соломки постелить. Но это лишь вершина айсберга, а подлинная ценность проекта в том, что он пытается нам разжевать, как устроена современная киноидустрия. Исходя из вынесенного в официальный слоган сериала правила «в жизни нет смысла, он есть в историях», персонаж Виктора Шамирова безжалостно препарирует реальность до атомарного уровня, но зритель не испытывает от этого ни малейшего дискомфорта, потому что получает нечто большее – четкое понимание того, как это сделано. На этой тяге вполне можно досмотреть и весь сериал, даже если в остальных 11 сериях не произойдет ничего принципиально нового.
Денис Ступников, InterMedia