Рецензия на фильм «Легенда о Зелёном рыцаре»: Эко-притча в форме сноведческого мифа
Оценка: 8 из 10
Фэнтезийный приключенческий фильм «Легенда о Зелёном рыцаре» выходит в российский прокат 26 августа 2021 года. Режиссёр: Дэвид Лоури. В ролях: Дев Патель, Алисия Викандер, Джоэл Эдгертон, Сарита Чоудри, Шон Харрис и другие.
Человек, у которого среди любимых фильмов соседствуют «Сводные братья» и «Побудь в моей шкуре», попросту не может разочаровать в выборе собственных режиссёрских проектов. Дэвид Лоури, чьё имя малоизвестно массовому зрителю, даже несмотря на то, что у него за плечами 65-миллионный диснеевский проект, остаётся персоной с непредсказуемой творческой карьерой. Сняв милую сказку о дружбе мальчика и дракона, Лоури может переключиться на поэтичную размеренную историю о призраках, черничном пироге и одиночестве, затем устроить трогательные кинематографичные проводы легенде Роберту Рэдфорду, завязавшего с актёрством, и в итоге прийти к легенде уже совсем иного толка – к размашистой средневековой притче о славном рыцаре Гавейне.
«Легенда о Зелёном рыцаре», написанная неизвестным автором и сохранившаяся в одном-единственном экземпляре, для историков всегда была богатым на исследование документом своего времени, однако при всём этом она оказалось ещё и отменным чтивом, не раз переносимым на театральные подмостки и экраны. Самая популярная версия – та, где Зелёного рыцаря играет только-только отпивший последний взболтанный, но не смешанный мартини Шон Коннери. Большая удача, что к 2020-м притча всё же дождалась своего режиссёра, видение которого позволило создать экранизацию, радикально отличающуюся от всех предыдущих киноприключений короля Артура и его свиты. Подход Лоури заключается в создании атмосферы сомнамбулической истории, рассказанной на ночь под Рождество. По форме картина оказывается ближе к метафизике Тарковского, чем к простодушным фильмам Ричи или Фукуа.
Образность и метафоричность преобладают в «Легенде о Зелёном рыцаре». Кино рассказывает о племяннике короля Артура, сэре Гавейне (резко возмужавший Дев Патель) – смельчаке, ещё не показавшем себя героем. В Средние века же как было? Если ты до своей смерти не успел отметиться каким-то подвигом, прославить свою честь и доблесть, то всё – здравствуй, забвение. Поэтому Гавейн с нетерпением ждёт испытания от судьбы, которое увековечит его имя в истории. Долго ждать не приходится: судьба в лице таинственного Зелёного рыцаря сама приходит на порог замка короля Артура и его круглого стола. Гость объявляет рождественскую забаву: пусть найдётся смельчак, который примет вызов – нанесёт ему удар сейчас, а через год сам придёт к нему в Зелёную часовню и с честью примет ответный удар. Молодой и безрассудный Гавейн, не до конца разобравшийся с правилами игры, решает отрубить Зеленому рыцарю голову, думая, что тогда не придётся через год никуда идти, а имя его прославится уже здесь и сейчас. Вот только он не предвидел, что портивник потом встанет как ни в чём не бывало, поставит свою голову на место и откланяется до их встречи на следующее Рождество.
Накануне следующего Рождества и начинается квест главного героя: ему предстоит пройти долгий, опасный, но живописный путь к упомянутой Зелёной часовне. На пути Гавейна будут стараться убить, соблазнить, запутать, предупредить, он встретит говорящую лису и горных великанов. Однако к финалу герою всё же придётся самому вершить свою судьбу. Это во многом предопределяется той образностью, что следует за персонажем Пателя на протяжении всего фильма. В одной из сцен, когда Гавейн прыгает в речку, тёмная вода неожиданно сменяется монтажом на звёздное небо. Звезды в Средневековье обычно символизировали порядок и успокоение: несмотря на весь хаос и опасность мира, людям было достаточно взглянуть на ночное небо, чтобы понять, как дальше быть.
Гавейн связан со звёздами на протяжении всего фильма: и портрет, который пишет героиня Алисии Викандер, получается так, что герой оказывается окружён звёздами, и пояса, что якобы должны спасти его от неминуемой погибели, имеют изображения звёзд. Зелёный рыцарь же – полная антитеза Гавейну: зелёный – цвет природы, а природой невозможно управлять (в отличие от протагониста и в отличие от звёзд, чью трактовку всегда можно подогнать под человека). Причём Лоури не позиционирует в своём фильме природу как нечто мирное и доброе, его Зелёный рыцарь – это олицетворение жестокости и неминуемой смерти: он гниёт, он покрывает мхом всё, что ещё недавно было живым.
Так «Легенда о Зелёном рыцаре» становится не потерявшей актуальности по сей день экологической притчей. Мол, если люди продолжат относиться с неуважением к природе, использовать её, причинять ей вред, рубить ей голову с плеча, не задумываясь о последствиях, то природа обязательно возьмёт своё. Все мы однажды станем её частью, когда умрём, вопрос только в том, как скоро это наступит. Лоури наглядно преподаёт этот урок в конце своего фильма.
Тема наследия играет очень важную роль в «Легенде о Зелёном рыцаре». В частном порядке это касается Гавейна, обеспокоенного, что у него нет историй, о которых можно рассказать. Он, как сидящий за одним столом с самим королём Артуром, крайне встревожен возможным забвением после своей смерти. Для средневекового человека, как впрочем и для современного, – это проблема высшего порядка.
Человечество не просто так передаёт легенды и традиции из поколения в поколение. Это действие определяет человека как вид, устанавливает его место во вселенной. Лоури раскрывает эту фундаментальную мысль с патетикой античных философов, затрагивая, казалось бы, все подводные камни: взаимосвязь правды и слухов, стирание границ между реальностью и вымыслом, селективность и субъективность истории.
Анализировать смысловое богатство фильма можно долго и вдумчиво – кино плодородно на трактовки и прочтения, что, безусловно, придаёт ему веса и художественной ценности. Однако нельзя не отметить, что в плане и режиссуры, и визуального ряда, и технического исполнения у картины Дэвида Лоури есть все шансы на широкое признание. Аутентичный саундтрек Дэниэла Харта с фольклорными мотивами, густая средневековая атмосфера, как в «Вальгалле» Рёфна, и стильная изысканная операторская работа Эндрю Дроза Палермо запросто приведут в экстаз любого ценителя глубоко проработанного, эстетически одарённого кинематографа. «Легенда о Зелёном рыцаре», как и многие творения студии А24, обречена на культовый статус.
Вадим Богданов, InterMedia