Рецензия: документальный фильм «История русской поп-музыки. 2003»
2021, Lenta.ru
Оценка: 8,5 из 10.
Хронометраж ещё подсократился, и новый выпуск получился очень бодрым, хотя и обошёлся без раскопанных подзабытых дикостей и сюжета про Аллу Пугачёву. Серия начинается с рассказа о группе «Ленинград», дела которой резко попёрли в гору, несмотря на искусственные запреты. Далее раскрывается тайна виртуального проекта «Глюкоза» и мистификаций вокруг него: тут, впрочем, ничего особо нового мы не узнаем, ибо оказалось, что живая и красивая Наташа Ионова для нашей публики куда важнее любых таинственных закосов под Gorillaz. Тут же вспоминается пиаровская история превращения певицы Дианы в Ирину Нельсон и группу «Рефлекс»: Вячеслав и Ирина Тюрины с улыбкой отмечают, что зритель запросто съел придуманную тему со шведским мужем, не найдя противоречий между наличием у Ирины законного и всем известного Тюрина и появлением у певицы иностранной фамилии (кстати, в Швеции никаких Нельсонов никогда не было, там Нильссоны). Словом, фактчекинг, к радости наших поп-музыкантов, не является сильной стороной российской аудитории - ей можно навешать на уши любую лапшу, и возмущаться будет только пара въедливых журналистов. С развитием интернета это не то чтобы сильно изменилось: публике легче поверить, что имярек занял первое место в хит-параде Замбии, чем заморачиваться проверкой.
«ВИА Гра» в этом выпуске появляется в «золотом» составе, а группа «Пятница» дебютирует со своим сложносочинённым регги под одну гитарку. Леонид Агутин с «Отпетыми мошенниками» рассказывают сказку о службе на границе, а Юрий Шевчук со рвением, достойным лучшего применения, борется с попсой: кучу неудачных рифм придумал он, а неловко почему-то нам. Юрий Айзеншпис добивается довольно средних результатов с бойз-бэндом «Динамит» и делает серьёзную ставку на Диму Билана. В этом сюжете возникает неожиданный спикер Данко с очередными воспоминаниями о временах своей суперпопулярности: Айзеншпис, якобы раздосадованный отказом Данко сотрудничать с ним, взялся за Билана, который на первых порах якобы копировал Данко во всём. Я очень надеюсь, что команда Ленты.ру после окончания цикла сделает спецвыпуск, полностью посвящённый Данко - он ведь многое может рассказать: как побеждал на «Евровидении», создавал Sex Pistols, пел в «Блестящих», изобретал рэп, брал Казань и придумывал псевдоним для Эдуарда Сурового.
Тема перезапуска карьеры Валерии впервые за два десятка лет обошлась без драматических интонаций. Слово «абьюзер» употреблено, но в целом Виктор Дробыш про «Часики», «Была любовь» и Иосифа Пригожина рассказывает с некоторой иронией. Вызывает вопросы сюжет о певице под псевдонимом ДУша, которая позже стала Алёной Высотской, но и под этим именем больших следов в шоу-бизнесе не оставила. Я слышал, что она в какой-то момент ушла из певиц в риелторы, но об этом «История русской попсы» умалчивает. А если кто не понял, что на этот раз означает образ ведущего Олега Кармунина, разъясняем: это он косплеит Дмитрия Нагиева в одном из его ранних телепроектов.
Алексей Мажаев, InterMedia